Почетный регион: Россия обсуждает с АСЕАН участие в Евразийской хартии многополярности

Анастасия Костина


Россия направила странам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) предложение присоединиться к будущей Евразийской хартии многополярности и многообразия, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко. Документ будет разработан уже к следующей Минской конференции по вопросам безопасности. В прошлом году Белоруссия предложила принять хартию на уровне глав государств. К документу уже присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Интерес к работе над проектом выразил Китай. Каковы перспективы будущей Евразийской хартии — в материале «Известий».

Какие страны могут присоединиться к Евразийской хартии

Новый формат международного сотрудничества, продвигаемый Минском, — Евразийская хартия многополярности и многообразия в XXI веке — постепенно выходит на международный уровень. Уже начат диалог о создании евразийской архитектуры безопасности. Как подчеркнул на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, хартия открыта для всех государств континента.

Первым конкретным шагом можно считать заявление об общем видении Евразийской хартии, подписанное главами МИД РФ и Белоруссии в ноябре 2024 года. В частности, стороны договорились о повышении роли международного права. Что касается основного будущего документа, к нему, по словам Лаврова, уже присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Более того, Россия направила предложение и странам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Андрей Руденко.

— Мы передали это в АСЕАН. Ждем их реакции, — сказал замминистра.

Россия активно сотрудничает с АСЕАН. С 1996 года РФ стала полноценным диалоговым партнером организации. За последний год Сергей Лавров несколько раз прилетал в Лаос для участия в мероприятиях по линии АСЕАН. В организацию на сегодняшний день входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. И все они были бы заинтересованы в присоединении к хартии, сказал «Известиям» спецсоветник по международным делам в Центре общественных исследований АСЕАН Университета Наресуан в Таиланде Пол Чемберс.

— В хартии делается акцент на многополярности и разнообразии, то есть темах, которые АСЕАН как раз продвигает для поддержания дружеских отношений со всем миром. Это лежит в основе актуальности организации и ее усилий по поддержанию своей центральной роли в регионе, — отметил эксперт. — Тот же Вьетнам имеет долгую историю тесных отношений с Россией. Таиланд, Индонезия, Мьянма, Малайзия также стремятся сохранить баланс между Россией и США.

Наибольший интерес к концепции евразийской хартии, вероятно, может проявить Индонезия. Тем более что в 2025 году страна вступила в БРИКС, тем самым подтвердив свою многовекторную политику. Члены объединения придерживаются схожих позиций, продвигая идею создания многополярного мира. В перспективе БРИКС может предложить и конкретные решения в сфере глобальной безопасности. Как минимум, пока группа обеспечивает безопасность членов и партнеров в сфере экономики, в том числе через Новый банк развития, а также увеличивая долю платежей в нацвалютах.

— Индонезия и Вьетнам будут уделять очень серьезное внимание развитию евразийской безопасности. При этом Индонезии требуется некоторое время, чтобы осмыслить эти идеи, поскольку ее только недавно приняли в БРИКС. Дело в том, что вступление в БРИКС может вызвать вопросы у индонезийских международных партнеров, тогда как нынешнее правительство, похоже, не готово к ответу, — заметил в разговоре с «Известиями» доцент кафедры международных отношений университета Паджаджарана и президентского университета в Индонезии Теуку Резашиа.

Однако важно подчеркнуть, что в АСЕАН решения принимаются только на основе консенсуса. В меньшей степени в хартии может быть заинтересован, например, Сингапур, который ведет довольно прозападную политику и даже ввел санкции против РФ на фоне украинского конфликта. По мнению эксперта, пока АСЕАН может присутствовать в качестве наблюдателя на Минской конференции по безопасности.

Концепция Большой Евразии

Идея Евразийской хартии многополярности и многообразия в XXI веке возникла именно на Минской конференции. Впервые она прошла осенью 2023 года. Проект таких конференций рассматривается как своего рода альтернатива Мюнхенской конференции по безопасности. И с каждым годом он доказывает свою состоятельность. На второй встрече 31 октября–1 ноября 2024 года обсудили весьма амбициозную тему — перспективы евразийской безопасности на фоне кризиса существующего миропорядка. При этом главным лейтмотивом конференции был, разумеется, украинский кризис.

В белорусскую столицу приехал целый ряд высокопоставленных лиц как с азиатской, так и с европейской частей континента. Среди выступающих был Сергей Лавров, его венгерский коллега Петер Сийярто, вице-премьер Сербии Александр Вулин. Заинтересован в таком формате и Китай, который оказывает значительное влияние на архитектуру безопасности не только в регионе, но и, пожалуй, во всем мире. Еще в июле 2024 года стало известно, что Пекин будет участвовать в работе над предложенной Минском хартией. Об этом стороны договорились на переговорах между министрами иностранных дел.

На конференцию прошлой осенью глава китайского МИДа Ван И не приехал, но в Минск прилетел спецпосланник правительства по делам Евразии Ли Хуэй, который, в частности, занимается урегулированием украинского кризиса от имени Пекина, проводя переговоры с представителями России, Украины и вовлеченных в конфликт западных стран. В мероприятии также участвовали генеральные секретари СНГ и ОДКБ, представители других государств и важнейших региональных организаций, включая ОБСЕ, ШОС и АСЕАН. Всего конференция привлекла около 600 участников из 45 стран.

— И наши друзья, и наши враги, и просто нейтральные страны понимают, что прежняя система организации миропорядка или разрушается, или уже разрушилась. Белоруссия, с одной стороны находится в тесном военном и экономическом и политическом союзе с Россией, с другой стороны, окружена, мягко говоря, недружественными соседями, поэтому понятно желание Минска в этих условиях хотя бы начать процесс не разрушения, а консолидации, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

По мнению эксперта, будущая хартия в перспективе может лечь в основу новой системы международной безопасности. Ожидается, что она будет разработана уже к следующей Минской конференции. Президент Белоруссии Александр Лукашенко ранее предлагал принять ее на уровне глав государств. Он подчеркивал, что лучшим ответом на вызовы в глобальной политике будут единство и сплоченность государств на евразийском пространстве. Для этого, конечно, необходим диалог на самом высоком уровне.

«Мы должны консолидироваться на том пространстве, которое является зоной ответственности организации. Именно такой подход определяет необходимость создания Большой Евразии», — говорил Лукашенко.

Концепция Большой Евразии находит отражение и в других потенциальных проектах. Так, в 2015 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию выдвинул инициативу по созданию Большого евразийского партнерства. В его основе — экономическая безопасность, без которой не мыслится и глобальная. Проще говоря, площадка позволит соединить региональные объединения, например, ШОС, АСЕАН, ЕАЭС, в общее пространство, где будут признаваться единые стандарты. Это упростит перемещение товаров и услуг, позволит наладить надежное транспортное и инфраструктурное взаимодействие.

В июне 2024 года Владимир Путин поручил МИД РФ максимально содействовать международным договоренностям по формированию новой системы безопасности, отметив, что БЕП может стать ее социально-экономическим базисом.

Известия. 17.01.2025

Читайте также:

Добавить комментарий