Санкции США вернут нефтегазовые доходы России на уровень 2023 года
Ольга Соловьева
Администрация США объявила о введении масштабного пакета ограничений против российского нефтегазового и энергетического секторов. Новые санкции введены против 200 компаний и физических лиц, связанных с энергетическим сектором, а также свыше 180 судов теневого танкерного флота. Официально объявленная цель новых ограничений – сокращение доходов РФ от экспорта нефти и газа.
Новый пакет санкций США против России создает серьезные проблемы и для Центральной Европы. Как заявил в воскресенье министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто, санкции ведут к сокращению поставок нефти и газа и «могут привести к серьезному повышению цен на топливо в Центральной Европе».
«В ближайшие дни и недели мы будем проводить тесные консультации с нашими региональными партнерами, чтобы минимизировать влияние энергетических санкций на повышение цен на топливо», – сообщил Сийярто.
В МИД РФ пообещали не оставить действия Вашингтона без ответной реакции. «Решение нынешней администрации США ввести новые ограничительные меры против отечественного энергетического сектора в целом и ряда крупных компаний, включая персональные санкции в отношении их руководства, а также официальных лиц Минэнерго РФ, представляет собой попытку нанести хоть какой-то ущерб российской экономике даже ценой риска дестабилизации мировых рынков», – подчеркнули в министерстве, пообещав учитывать новые санкции при выстраивании внешнеэкономической стратегии РФ.
В конце прошлой недели подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций, Office of Foreign Assets Control (OFAC) сообщило о введении санкции против двух российских нефтедобывающих компаний – «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза». Сворачивание операций с российскими компаниями и выход из их ценных бумаг должен произойти до 27 февраля.
Под санкции попадает также множество дочерних компаний обеих организаций, в том числи и юридические лица в других странах. В частности, в санкционный список была включена сербская дочка «Газпром нефти» – NIS. В Белграде сообщили, что уже начали переговоры с заинтересованными сторонами для сокращения российской доли в NIS до уровня менее 50%. В настоящее время «Газпром нефть» владеет 50% NIS, «Газпром» – 6,15%. Еще менее 29,87% акций находится в собственности Сербии, остальное – у миноритарных акционеров. Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен в воскресенье подчеркнул, что для Сербии единственным допустимым вариантом, который удовлетворит Вашингтон, станет полный вывод российского капитала из компании.
Принадлежность к энергетическому сектору РФ теперь также является достаточным основанием для введения санкций. В OFAC подчеркивают, что все компании, прямо или косвенно подконтрольные «Газпром нефти» и «Сургутнефтегазу», считаются субъектами блокирующих санкций, даже если их названий в списке нет.
Также в санкционный список было внесено два среднетоннажных завода по сжижению природного газа. Кроме того, были включены страховые компании «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», которые, как сообщается, страхуют танкеры, перевозящие российские нефтепродукты.
В новый санкционный список были включены многочисленные суда и нефтетрейдеры. Уточняется, что OFAC идентифицировало 69 судов «Совкомфлота», включая 54 нефтетанкера и четыре СПГ-танкера. За «поддержку» «Совкомфлота» в список были внесены зарегистрированные в ОАЭ компании, а также связанные с ними танкеры. Всего санкционные ограничения распространены на более чем 180 судов.
Кроме того, в санкционный список попали еще девять компаний из ОАЭ и Гонконга, которые якобы осуществляли поставки российской нефти и нефтепродуктов. Под запрет попали и 30 компаний, оказывающие различные услуги по добыче нефти на территории РФ.
Одновременно OFAC сократил срок действия разрешения на транзакции в сфере энергетики с подсанкционными российскими банками (распространяется на Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Альфа-банк, Совкомбанк, банк «Зенит», банк «Санкт-Петербург», Центробанк РФ, Национальный клиринговый центр). Теперь срок действия разрешения сокращен до 12 марта. Подчеркивается, что этот шаг призван «дополнительно сократить» возможность получения Россией доходов от энергетического сектора.
При этом Минфин США сделал исключение для оказания нефтесервисных услуг Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), «Тенгизшевройлу» и проекту «Сахалин-2» в рамках последних санкционных запретов. Это разрешение будет действовать до 28 июня. В том числе речь идет об услугах, связанных с транспортировкой нефти.
«Сегодняшние решения усиливают санкционный риск, связанный с торговлей российской нефтью, включая судоходство и финансовое содействие экспорту российской нефти», – заявила министр финансов США Джанет Йеллен. Введенные санкции против российского энергетического сектора окажут глубокое влияние на рост российской экономики, подчеркивал президент США Джозеф Байден.
Последствия от санкций Байдена против торговли российской нефтью оцениваются по-разному. Западные агентства полагают, что в случае, если введенные рестрикции останутся в силе при Дональде Трампе, то они, очевидно, нарушат российский экспорт нефти и газа. В первую очередь это может сократить избыток предложения на рынке нефти, который, по прогнозам Международного энергетического агентства, в этом году составит почти 1 млн барр. в день. Ограничения, вероятно, ударят и по морским поставкам нефти. Подчеркивается, что совокупно «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» поставляли в прошлом году по морю почти 1 млн барр. нефти в день. Рестрикции против этих компаний также могут привести к перебоям с поставками нефти в Индию и Китай, полагают эксперты.
В то же время западные аналитики сомневаются, что, к примеру, санкции в отношении российских страховщиков могут оказать влияние на поставки. По оценкам исследовательской компании Rystad Energy, год назад лишь около 15% российского рынка бурения зависело от иностранных технологий, основная же часть нефтесервисных услуг в стране оказывается отечественными поставщиками, включая компании, ранее принадлежавшие иностранным инвесторам. По мнению аналитиков, воздействие на российскую нефтедобычу скорее всего будет ощущаться только в долгосрочной перспективе и в наибольшей степени на новых проектах. В частности, может замедлиться освоение Россией арктических запасов, а также разработка шельфовых месторождений.
Иностранные аналитики ожидают, что в результате новых ограничений китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут закупать больше нефти у стран Ближнего Востока, Африки и Америки, что приведет к росту цен и расходов на перевозку.
Как сообщает ведущий аналитик компании Kpler Мэтт Райт, среди недавно попавших под санкции судов 143 – это нефтяные танкеры, которые в прошлом году перевалили более 530 млн барр. российской сырой нефти, что составляет около 42% от общего объема экспорта сырой нефти из России по морю. Из них около 300 млн барр. было отправлено в Китай, а большая часть остального объема – в Индию. «Эти санкции значительно сократят флот судов, которые могут доставлять сырую нефть из России в краткосрочной перспективе, что приведет к росту фрахтовых ставок», – полагает Райт.
За 11 месяцев прошлого года импорт российской сырой нефти в Индию вырос на 4,5% в годовом исчислении – до 1,764 млн барр/сутки, или 36% от общего импорта Индии. Объем Китая, включая поставки по трубопроводам, вырос на 2% – до 99 млн т (2 млн барр/сутки), или 20% от общего импорта за тот же период.
Как считает инвестбанкир Евгений Коган, санкции против так называемого теневого флота будут бить по валютной выручке, особенно в краткосрочной перспективе. Он ожидает определенное ослабление рубля.
С ним согласен и доцент Финансового университета Валерий Андрианов. По его словам, долгосрочные проблемы российскому экспорту могут создать только санкции против танкеров и судов, связанных с перевозкой сырья и топлива. По мнению Андрианова, санкции против танкеров и страховых компаний могут осложнить поставки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь в Индию. Эксперт не исключает, что новые санкции не приведут к существенному сокращению российского экспорта, но могут стать причиной увеличения дисконта на российское сырье на рынках АТР. Если скидка начнет опять увеличиваться, это может негативно сказаться на экономике нефтяных компаний и доходах российского бюджета.
Как ответ на санкции, подпавшие под них нефтегазовые компании могут начать больше работать на внутреннем рынке, а те, кто не подпал под санкции, будут вместо них экспортировать нефть, прогнозирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Что же касается санкций против нефтяных танкеров, то каких-то принципиально новых ограничений в этом плане нет. «Основная часть санкций – против танкеров и компаний, которые страхуют перевозку морским транспортом, это все уже было. Здесь ничего нового нет. Танкеры, когда подпадают под санкции, продолжают работать. Просто будут поддерживать высокую стоимость перевозки танкерами теневого флота», – считает Юшков.
«Штаты делают все, чтобы Россия в среднесрочной перспективе добывала нефти меньше», – говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он сомневается, что приход в Белый дом Дональда Трампа изменит ситуацию. «Трамп точно так же будет продвигать свои углеводороды на глобальном рынке, то есть он так же будет выкидывать нас с этого рынка, поэтому относительно нефтегаза эти санкции будут сниматься в самую последнюю очередь, если вообще будут сниматься», – рассуждает эксперт.
По оценкам руководителя отдела аналитических исследований департамента торговых операций «Ави Кэпитал» Дмитрия Александрова, в перспективе новые санкции приведут к падению нефтегазовых доходов российского бюджета. Он ожидает, что они опустятся на уровень 2023 года, то есть примерно к 8,8 трлн руб. Для сравнения: по итогам 11 месяцев 2024 года нефтегазовые доходы бюджета составили 10,3 трлн руб.
Независимая газета. 12.01.2025