Армения раздает заявления об уходе

Владимир Соловьев


Спикер парламента Армении Ален Симонян во время визита в Латвию заявил, что в его стране уже в ближайшем будущем пройдет референдум о присоединении к ЕС. И уже сейчас парламентарий уверен, что армянский народ выберет евроинтеграцию. Референдум в Армении начали всерьез обсуждать в этом месяце, но разворот на Запад премьер страны Никол Пашинян затеял раньше, усилив прозападную риторику после карабахских событий прошлой осени. Впрочем, пока это риторические упражнения без реальных шагов. Но Москва реагирует негативно: Ереван предупредили, что евроинтеграция несовместима с членством в Евразийском экономическом союзе, от членства в котором Армения получает выгоду.

Армянские политики и чиновники отправились с визитами в ЕС, где один за другим заявляют о европейских устремлениях страны и даже обозначают следующие шаги в этом направлении. Глава МИД Арарат Мирзоян 27 июня посетил Эстонию. На встрече с коллегой Маргусом Цахкной он благодарил его за поддержку европейских устремлений Армении: «Более широкая мозаика нашего партнерства, конечно, включает в себя деятельность в формате Европейского союза, где у нас многоуровневое сотрудничество. Я ценю участие Эстонии в мониторинговой миссии ЕС в Армении, а также выраженную поддержку началу диалога по либерализации визового режима (между Арменией и ЕС.— “Ъ”). Надеемся, что совместными усилиями мы вскоре достигнем новых важных рубежей»,— отметил Арарат Мирзоян.

Ранее глава армянского МИДа побывал в Литве, где тоже не только говорил о двустороннем сотрудничестве, но и отдельно подчеркивал поддержку Вильнюсом евроинтеграции Армении.

Евроинтеграцию команда премьера Никола Пашиняна продвигает и на парламентском уровне. Спикер Национального собрания Ален Симонян в четверг в Латвии заявил в интервью объединенному новостному порталу Латвийского радио и Латвийского телевидения (LSM), что Еревану требуется поддержка стран ЕС для получения членства в Европейском союзе.

По словам господина Симоняна, у армянского общества есть стремление быть частью ЕС. И вскоре в эту сторону будет сделан конкретный шаг.

Спикер напомнил, что 21 июня в парламенте страны состоялись дискуссии по поводу проведения в Армении референдума по вопросу евроинтеграции республики. «Я думаю, что когда-нибудь в ближайшем будущем у нас будет этот референдум, и я уверен, что наши люди скажут "да"»,— выразил уверенность Ален Симонян.

Поворот Армении на Запад начался после карабахских событий сентября прошлого года. Тогда в результате молниеносной спецоперации Азербайджан установил свой контроль над той частью Карабаха, которая после войны 2020 года и введения в регион российских миротворцев оставалась неподконтрольной Баку.

После решения карабахского вопроса в пользу Азербайджана Ереван стал жестче критиковать Москву, обвиняя ее в отсутствии должной поддержки. Не удержался от критики и господин Симонян:

«Надо было быть хорошим партнером, защищать союзников и быть честными с партнером — даже если этот партнер маленький».

С прошлого года армянские власти свернули активность на российском направлении. Число двусторонних контактов сократилось, как и активность страны в различных интеграционных структурах с участием Москвы. Членство Армении в Организации договора о коллективной безопасности заморожено, российских пограничников попросили покинуть аэропорт Звартноц.

На этом фоне армянское руководство стало заявлять о курсе страны на интеграцию в ЕС. Ален Симонян в феврале этого года заявил о готовности Армении стать кандидатом на вступление в ЕС, а Арарат Мирзоян во время своих международных контактов стал постоянно упоминать тезис о европейских устремлениях армянского народа. ЕС также реагировал на заявления армянских властей. Европарламент в марте принял резолюцию, допускающую предоставление Армении статуса страны-кандидата, который уже обрели такие постсоветские страны, как Грузия, Молдавия и Украина (с двумя последними странами ЕС запустил переговоры о членстве).

Москве, в 2013 году уже предотвратившей сближение Еревана с Евросоюзом (Армения тогда приняла решение вступить в Евразийский экономический союз — ЕАЭС), прозападная игра армянских властей явно не по душе. Вице-премьер России Алексей Оверчук, курирующий постсоветское пространство, выступая 25 июня на научно-экспертном форуме «Примаковские чтения», констатировал:

«Будет неправильно, как говорится, закрывать глаза на то, что сегодня политический вектор этой страны все больше и больше склоняется в сторону Запада».

И тут же отметил, что ЕС и ЕАЭС — «вещи несовместимые». «Те выгоды, которые какая-то страна получает от близости с Россией, это тоже надо воспринимать, что это и плата, которую мы платим за свою безопасность и за стратегическую глубину, поэтому приход каких-то внерегиональных игроков туда будет, конечно, иметь последствия»,— предупредил господин Оверчук (цитата по «Медиамакс»).

Ереван, впрочем, желания порвать с ЕАЭС не демонстрирует. По крайней мере, пока. «Армянские власти пытаются показать Москве, что может быть хуже. Здесь элемент торга и диверсификации присутствует»,— отмечает в беседе с “Ъ” ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов.

По его мнению, такая тактика могла бы иметь какой-то смысл до 2022 года. «Но сейчас политика Москвы стала целостной, и это кажется утопией. Тут есть стратегическая недооценка России и переоценка Запада. В силу определенных обстоятельств сформировалось впечатление, что Россия не игрок. А Россия игрок. Пашиняну не хватает исторической глубины, а история дает понимание, что Россия много раз была на волоске, но затем укреплялась и возвращалась»,— резюмировал господин Маркедонов.

Старший аналитик International Crisis Group по Южному Кавказу Олеся Вартанян констатирует, что Никол Пашинян решил начать разворот на Запад, но это не тот процесс, который будет сопровождаться резкими движениями во вред Армении. «Интеграция в ЕС — продолжительный процесс, который часто занимает много лет и подразумевает наличие консенсуса и в ЕС, и в Ереване. Пока Армения не в повестке ЕС, что не означает, что не будет взаимных программ»,— отметила эксперт в беседе с “Ъ”.

Коммерсантъ. 27.06.2024

Читайте также: