Возможен ли тюрко-славянский союз в Евразии?

Салих Йылмаз

После безуспешной стратегии СНГ, созданного вслед за распадом Советов, российская концепция евразийства при новой форме и идее позволила сохранить влияние России на постсоветском пространстве и не уступить его США. В наши дни значительная часть стран СНГ объединились вокруг идеи евразийства. Что касается Евразийского Союза, Турция, Иран, Грузия, Украина, Азербайджан и Узбекистан — критические пункты этой стратегии. Евразийство — основная внешнеполитическая концепция современной России.

Некоторые подвергают критике тот факт, что российская концепция евразийства опирается на идеологию православия. Но те, кто озвучивает такую критику, исходят из идей Дугина. Согласно идеям евразийства, предложенным им в начале 2000-х годов, русские — священный народ, которому поручена миссия нести миру цивилизацию. Основные тезисы Дугина на этот счет таковы: «Православие — религия этой цивилизации. Если Россия хочет править всем миром, прежде всего она должна создать антиамериканский фронт. На этом фронте должны быть Иран, Германия, Япония. Китай и Турция — исторические враги России. Эти две страны — главное препятствие перед целями России. Путь к устранению этого препятствия лежит через создание беспорядков в двух этих странах и их распад. Турция при своей идентичности и историческом фундаменте будет подстрекать национальное пробуждение в тюркоязычных республиках Средней Азии. Такое развитие событий сведет на нет все цели России в Средней Азии. Если в Средней Азии возрастет влияние Ирана, это помешает Турции проникнуть в эти регионы. В Турции нужно разжигать этнический раскол и конфликт. Необходимо поддерживать сепаратистские курдские движения и поделить Азербайджан, который симпатизирует Турции, между Ираном, Россией и Арменией».

Дугин озвучил эти идеи в начале 2000-х годов. Они больше носили характер описания союза, который русские пытались создать против США. Те, кто в России был не согласен с идеями Дугина, критиковали теорию распада Турции и, предлагая евразийскую стратегию, в которой есть место и Турции, делали акцент на «единой цивилизации». Сторонники этой точки зрения говорили о необходимости сотрудничать с Турцией в Евразии. Лица, определяющие и реализующие политику в России, прежде всего Путин, предпочли создание дружественных отношений с Турцией. И в идеях Дугина о Турции, особенно после попытки переворота террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) 15 июля 2016 года, произошли важные перемены. Из своих ранее написанных книг Дугин удалил разделы, направленные против Турции и турок, занял более положительную позицию и переписал соответствующие фрагменты. Изменения в идеях Дугина дошли до степени: «Турция, обозначив условия в области своих национальных интересов, вместе с Москвой и Тегераном на правах полноправного участника присоединится к евразийской интеграции».

Правильно определить евразийство

Когда академические и политические круги в Турции рассматривают евразийство только в контексте идей Дугина, это приводит к ошибочному пониманию этой концепции. В современной России евразийство, на котором настаивает Дугин, воспринимается как ультранационализм. Теория евразийства была предложена задолго до Дугина и выражена иным образом. Так что автор евразийства — не Дугин, и в дальнейшем он им не будет. Не нужно игнорировать тот факт, что сегодня большинство стран-членов Евразийского экономического союза — мусульманские страны. Поэтому российскую или турецкую концепции евразийства было бы полезно рассматривать не под влиянием идей Дугина, а с помощью особой политической теории. Политику «неоевразийства», теоретиком которой выступал Дугин после 1991 года в России, Путин и полисимейкеры в его окружении не считали применимой, и она претерпела изменения. В соответствии с этими изменениями в последние годы понятие «русский мир» было выведено на пространстве Евразии на передний план.

В российской концепции евразийства русским отводится лидирующая роль. Под крышей евразийства собрались многие народы. Эта крыша объединяет татар, славян, финнов, персов, кавказские народы вокруг общей цели таким образом, чтобы защитить их национальные культуры. Евразия — это сверхкультура. Термин «Евразия» — это название империи, образуемой народами, разделяющими одну географию. На протяжении истории эти народы жили по соседству и знали друг друга. В силу этого знакомства между ними происходило интенсивное смешение, возникло некое гибридное общество. Евразия в культурном отношении оформилась при слиянии византийской, эллинской, тюрко-татарской и русской субкультур. Россия претендует на наследие Чингисхана, господствовавшего на пространстве Евразии. Но главное препятствие на пути российской концепции евразийства — Америка. По мнению русских, поражение перед США сорвет их евразийский проект. Страны, проявившие интерес к российскому евразийству после распада Советского Союза, присоединились к этому движению, чтобы суметь противостоять глобализации, атлантизму. Под влиянием оранжевых и бархатных революций многие страны стали ближе к России. Кроме того, под крышей Евразийского Союза эти государства обрели силу бороться с такими проблемами глобального масштаба, как международный терроризм, наркоторговля, контрабанда.

В последнее время в России часто обсуждается теория, основанная на тезисе о «тюрко-славянском союзе», предложенном Баграмовым. Эта новая теория предполагает реабилитацию роли тюрко-мусульманских сообществ в составе Золотой Орды (обладающих важным историческим наследием) в истории России. Она исходит из того, что для успешного воплощения евразийства тюркские и славянские сообщества должны действовать вместе. Если учесть, что Евразия нацелена не на географическое, а на культурное единство, такое единство будет иметь успех только с объединением тюркских и славянских сообществ вокруг общей цели.

Больше всего против тюрко-славянского союза на евразийском континенте выступают США и Германия. США полагают, что объединение Турции с Россией вокруг общей цели нанесет вред их интересам. Германия же считает, что в случае, если Россия построит сотрудничество с Турцией, пострадают ее экономические интересы. В этом регионе только Китай придает значение экономической интеграции с Россией и Турцией вокруг общей цели. Не нужно упускать из виду, что важнейшим определяющим элементом евразийской культуры является тураническая (тюркистская) линия.

Определить стратегию в отношении региона

Турция и Россия могут быть выразителями интересов сообществ Евразии, которая служит мостом между Западом (Европой) и Востоком (Азией). Евразия, в которой две эти страны будут действовать в одиночку, не будет иметь влияния в желаемой степени. В наши дни Евразия — арена борьбы США, России и Китая за мировое господство. Турция, Иран и Индия со временем тоже включились в эту борьбу. Турция-Кавказ и тюркоязычные республики Средней Азии — это регион раздора с точки зрения подземных богатств и энергоресурсов, которыми он обладает, а также маршрутов их транспортировки. Это регион, в котором в основном проживают тюркоязычные и родственные Турции сообщества. Поэтому бытует мнение, что для успешной реализации российской идеи евразийства Турцию необходимо держать вдали от этих регионов. Пока Турция не демонстрирует готовности к активному и планомерному вмешательству в эти регионы. Но если в долгосрочной перспективе Турция подойдет к этим территориям более организованно, то влияние российского евразийства в регионе уменьшится. Россия, видя эту опасность, обсуждает скорее планы о том, как сотрудничать и объединиться с Турцией под единой крышей Евразийского Союза, чем вступить с ней в конкуренцию в Евразии. В то же время в России есть те, кто достаточно резко выступает против этих планов в отношении Турции. После самолетного кризиса в отношениях с Россией эта оппозиция добилась, чего хотела, и вскормила в российском обществе туркофобию. Несмотря на все эти события и планы, Турция избегает союза с Россией, поскольку она еще не смогла выработать свою евразийскую стратегию. Россия полагает, что у нее нет конкурентов в Евразии. В евразийском регионе, где нет конкуренции, Россия с помощью таких активных организаций, как Шанхайская организация сотрудничества и Содружество независимых государств, может без труда находить формы военной, культурной, экономической и политической интеграции.

Может возникнуть сильный полюс

Успешная реализация турецкой концепции евразийства требует наращивания коммуникации и сотрудничества с тюркоязычными сообществами, проживающими на территории России. Но поскольку Россия видела этот риск, она старалась держать Турцию на расстоянии. Эта политика России со временем провалилась, когда она поняла, что оказалась изолированной в регионе. Две страны еще больше осознали свою взаимозависимость друг от друга и снова быстро вернулись к сотрудничеству.

Само по себе российское или турецкое евразийство не способно создать отдельный полюс в мире. Но если эти две теории можно будет объединить вокруг общих целей, в мире действительно может возникнуть сильный полюс. Турецко-российское сотрудничество усилит каждое из двух обществ и повысит их благосостояние. Выбрав единство, эти два государства могут бросить вызов однополярному миру. 24 ноября 2015 года стал поворотным пунктом в турецко-российских отношениях. С начавшейся 27 июня 2016 года нормализацией после периода кризиса был открыт путь, ведущий к стратегическому сотрудничеству двух стран. Благодаря инициативе президента Турции Эрдогана и главы российского государства Путина возможна активизация движения Евразийского Союза и концепции единой цивилизации. Ведь оба общества готовы к такому объединению и совместному плану действий.

ИноСМИ.ru. 30.11.2016

Читайте также: