Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев


Девять месяцев политики аномально высокой ставки Центробанка никак не повлияли на инфляцию в России, где рост цен не замедляется, а ускоряется. Но чиновники ЦБ отказываются признавать неэффективность своей денежной политики. И поэтому рассказывают о недавнем снижении инфляции (скорее весьма условном). И продолжают уверять, что к концу года инфляция опустится с нынешних почти 8% до 4,5% годовых – словно правительство РФ отказалось от запланированного 10-процентного повышения транспортных, энергетических и коммунальных тарифов в июле. В четверг 23 мая ЦБ сообщил о росте инфляционных ожиданий населения, что обычно является словесной подготовкой к новому повышению ключевой ставки. Возможность такого решения на заседании руководства ЦБ 7 июня не исключают и независимые экономисты.

В среду Центробанк признал болезненный для себя факт ускорения роста цен, который фиксируется вопреки обещаниям руководства ЦБ. Днем позже ЦБ заявил о росте инфляционных ожиданий населения. И эта риторика ЦБ заставляет предполагать новое повышение ключевой ставки. Если только чиновники не осознают, что придерживаться старых принципов денежной политики в новых условиях санкционной войны уже бессмысленно.

В мае 2024 года, по данным опроса ООО «инФОМ», оценка инфляции, которую граждане ожидают через год, возросла до 11,7 с 11% месяцем ранее. Увеличение связано с ростом ожиданий респондентов, не имеющих сбережений. У опрошенных граждан со сбережениями инфляционные ожидания остаются практически неизменными третий месяц подряд, сообщил 23 мая ЦБ РФ. Долгосрочные инфляционные ожидания граждан на 5 лет также возросли – до 10,4%, рассказали чиновники ЦБ. Индекс потребительских настроений почти не изменился, сохраняясь вблизи исторического максимума. Ценовые ожидания предприятий в целом также не изменились, оставаясь высокими.

Наша газета уже писала, что фиксация на десятых долях процента в данных опросов населения без указания точности самих опросов больше похожа на статистическую манипуляцию (см. «НГ» от 20.11.22). Но других специалистов ЦБ и другой системы работы со статистикой у нас нет. Поэтому приходится воспринимать нынешнюю особую аргументацию ЦБ, которая используется перед очередным повышением процентных ставок.

Центробанк начинает готовить рынки к повышению ставки, и в свете последней статистики это логично, пишет близкий руководству ЦБ Telegram-канал Macro Markets Inside (MMI), который основал нынешний директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов.

В Банке России допускают повышение ключевой ставки уже на очередном заседании совета директоров в начале июня. Как заявил в прошлый вторник зампред ЦБ Алексей Заботкин, на рассмотрение совета директоров будет вынесен и такой сценарий. По его словам, поступившие после апрельского заседания статистические данные усиливают аргументы в пользу поддержания жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) в течение продолжительного времени.

Между тем еще недавно председатель ЦБ Эльвира Набиуллина уверяла, что инфляция в РФ благодаря жесткой денежно-кредитной политике (ДКП) прошла свой пик. «Мы уже видим первые результаты нашей политики: пик инфляции остался позади», – сообщила 10 апреля глава ЦБ на пленарном заседании Госдумы. «Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным, инфляционное давление было очень сильным. В декабре-январе оно заметно снизилось и сейчас находится около 6%», – разъяснила глава ЦБ. При этом она не сообщила, что рост цен «от месяца к месяцу» вообще не входит в целевые показатели Банка России. Официальным ориентиром для нашего ЦБ заявлена годовая инфляция, никаких признаков снижения которой с начала 2024 года не наблюдалось. «Если бы мы не повысили ключевую ставку, то инфляция была бы сильно больше тех 7,4%, которые мы получили по итогам прошлого года. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас», – рассказывает Набиуллина.

Явные признаки маргинализации действий ЦБ впервые проявились на пике валютного кризиса в августе прошлого года. Тогда на фоне валютной паники руководство ЦБ официально объявило, что оно «не видит угроз для финансовой стабильности из-за текущей динамики обменного курса российского рубля».

Прирост цен на товары и услуги к тому же периоду прошлого года, в % (левая шкала). Источник: Центральный банк РФ

Вторым признаком маргинализации можно считать громкое противостояние ЦБ с исполнительной властью по поводу валютного контроля и требований возврата валютной выручки. Руководство ЦБ сначала публично возражало против введения норм валютного контроля. Потом утверждало, что введенный валютный контроль не демонстрирует признаков эффективности. И наконец, требовало от правительства не продлевать требования по возврату валютной выручки после апреля 2024 года. Все эти заявления ЦБ фактически были властями проигнорированы.
Весьма философски относится исполнительная власть и к попыткам ЦБ затормозить кредитование предприятий и населения, а также снизить объемы жилищного кредитования. Каждое следующее повышение ключевой ставки ЦБ оборачивается для правительства лишь увеличением госрасходов ради сохранения целевого или льготного кредитования предприятий и граждан.

Впрочем, на сегодня уверенности в повышении ставки ЦБ в июне у экономистов пока нет. «На наш взгляд, вероятность сценария дополнительного повышения ставки действительно растет, но пока это лишь инструмент ужесточения сигнала ЦБ. Ожидаем, что до конца года ставка будет оставаться на уровне 16%», – пишут авторы канала «ПСБ Аналитика».

Банк России приступил к повышению ключевой ставки в июле 2023 года, тогда она была увеличена с 7,5 до 8,5% годовых. На внеочередном заседании совета директоров в августе ЦБ принял решение повысить ключевую ставку сразу до 12%. В сентябре ЦБ увеличил ставку до 13%, в октябре – до 15%, в декабре – до 16%. «Мы начнем снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость и инфляционные ожидания приходят в норму», – пообещала председатель ЦБ.

В апреле 2024 года потребительские цены выросли на 0,5% (в марте – на 0,39%). С поправкой на сезонность в годовом выражении месячный прирост цен увеличился до 5,8%. Текущий рост цен заметно ниже наблюдавшегося во втором полугодии 2023 года, но выше соответствующего целевой инфляции. Годовая инфляция выросла до 7,84% (в марте – 7,72%), так как текущий темп роста цен опережал наблюдаемый в апреле 2023 года, объясняют чиновники Центробанка в своем последнем комментарии о росте цен в РФ.

Независимая газета. 23.05.2024

Читайте также: