Есть ли власть у Владимира
Сергей Строкань
Понедельник, 20 мая, станет последним днем полномочий Владимира Зеленского в качестве избранного президента Украины. Правовая коллизия, возникшая в связи с отменой президентских выборов 2024 года в связи с военным положением, ставит вопрос о легитимности дальнейших решений Владимира Зеленского в качестве главы государства. Политическое будущее Украины, ее президента Владимира Зеленского и легитимность принимаемых в Киеве решений во вторник превратятся в уравнение со многими неизвестными.
Выборы президента Украины должны были состояться 31 марта. Однако еще в начале года Владимир Зеленский заявил, что выборы сейчас «не ко времени» из-за действующего в стране военного положения и всеобщей мобилизации. В связи с этим 20 мая станет последним днем, когда Владимир Зеленский будет обладать полномочиями президента, полученными им после победы на выборах 2019 года.
Комментируя возникшую коллизию, газета The Washington Post указывает на то, что на роль неофициального руководителя страны выдвигается глава офиса президента Андрей Ермак.
«Из-за условий военного положения администрация президента сосредоточила в своих руках огромные полномочия. Это сделало Ермака, вероятно, самым могущественным главой офиса президента в истории страны, практически неотличимым от своего начальника»,— отмечает издание.
Как указывает издание, «близость Ермака к президенту и его влияние на украинского лидера вызывают шквал критики». «Теперь для легитимности президента и его ключевого советника возникают еще более серьезные вызовы в свете того, что пятилетний срок Зеленского формально истекает 20 мая. Украинская конституция запрещает проведение выборов в условиях военного положения. Однако пока Зеленский остается на своем посту, он будет уязвим для обвинений в том, что он воспользовался войной для подрыва демократии: захватил контроль над СМИ, отодвинул на второй план критиков и соперников и возвысил Ермака, своего друга, который не был избран, над кадровыми госслужащими и дипломатами. Некоторые из этих обвинений неоспоримы»,— предупреждает газета.
В отличие от поднимающих эту тему ведущих американских СМИ, официальная позиция Вашингтона пока выглядит более обтекаемой. Посетивший на прошлой неделе с необъявленным визитом Киев госсекретарь США Энтони Блинкен указал на то, что сроки проведения на Украине новых выборов будут зависеть от воли населения страны. «Поэтому мы работаем с правительством и группами гражданского общества, чтобы укрепить украинскую инфраструктуру по проведению выборов. Благодаря этому, как только украинцы согласятся, что условия позволяют, все украинцы, включая перемещенных лиц, смогут воспользоваться правом голоса»,— сообщил Энтони Блинкен.
«Страшно представить, что это за "подходящие условия", о которых говорит Блинкен. Когда на Украине последних детей мобилизуют под нацистские знамена Зеленского?» — прокомментировала слова Энтони Блинкена в своем Telegram-канале официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Между тем на усиливающееся брожение на Украине обращает внимание и британский журнал The Economist, по оценке которого в команде Владимира Зеленского опасаются влияния дискуссий о его легитимности на состояние умов в стране.
«В частном порядке существует обеспокоенность тем эффектом, который постоянные обсуждения темы легитимности Зеленского могут оказывать на общественное мнение»,— констатирует издание. По данным опроса, проведенного The Economist, один из шести граждан Украины считает, что статус президента Зеленского после 20 мая претерпит некие изменения.
Свое мнение о том, что произойдет после истечения срока полномочий Владимира Зеленского, выразил на прошлой неделе и проигравший ему последние президентские выборы Петр Порошенко. В интервью британскому телеканалу Sky News господин Порошенко не стал педалировать тему легитимности Владимира Зеленского после 20 мая, однако подтвердил свои политические амбиции. «Мы сначала должны выиграть, плечом к плечу с нашими партнерами со всего мира. А когда мы выиграем, мы проведем несколько выборов, я надеюсь, в том числе в Европейский парламент. И, без сомнений, я буду участвовать в этих выборах»,— пообещал Петр Порошенко.
Триггером неутихающей дискуссии о легитимности украинской власти в условиях несостоявшихся в прошлом году парламентских и отмены президентских выборов этого года послужило недавнее заявление депутата Верховной рады Александра Дубинского о том, что, кроме выборов, нет никакого другого законного способа продлить полномочия президента.
В связи с продолжающимся обсуждением этой темы в конце апреля Верховный суд Украины открыл производство по иску с требованием к Верховной раде назначить президентские выборы в связи с истечением полномочий действующего главы государства.
Иск подал некий житель Чернигова, потребовавший обязать Раду назначить президентские выборы.
После этого украинскому парламенту было дано 15 дней, чтобы предоставить свое объяснение по этому вопросу.
Однако, комментируя попытку найти решение проблемы в правовом поле, министр юстиции Украины Денис Малюська дал понять, что сделать это бессилен даже Конституционный суд и обращаться к нему не имеет смысла. «Сейчас это уже поздно делать, потому что такое обращение означает, что есть вопросы и сомнения, и нам нужен авторитет Конституционного суда, который бы эту ситуацию урегулировал. Учитывая общую ситуацию и ситуацию с безопасностью в стране, сейчас официально и публично ставить под сомнение легитимность президента было бы огромной ошибкой»,— заявил Денис Малюська в интервью украинской службе BBC.
По словам министра юстиции, авторы действующей украинской конституции мало верили в реалистичность военного конфликта, поэтому ряд ее положений «неидеальны, мягко говоря».
«Многие нормы конституции сформулированы таким образом, что тот, кто хочет найти к чему придраться, он это найдет»,— пояснил господин Малюська. Тем не менее, по его словам, Конституционный суд исходит из того, что полномочия действующего президента продолжаются до избрания следующего главы государства.
Отвечая на вопрос, перестанет ли Россия считать Владимира Зеленского легитимным президентом после окончания срока его полномочий и будет ли с ним говорить президент России, Владимир Путин на пресс-конференции в Пекине заявил: «Мы раньше с ним общались, были в постоянном контакте, до того как конфликт вышел в острую фазу вооруженной борьбы».
«По поводу легитимности, на этот вопрос прежде всего должна ответить политическая и правовая система самой Украины. Это вопрос оценки. Эту оценку, конечно, прежде всего должен дать Конституционный суд и вообще вся политическая система самой Украины»,— добавил Владимир Путин.
При этом он указал на то, что Россия считает важным вопрос легитимности украинских властей. «Для нас это, конечно, имеет значение, потому что, если дело дойдет до подписания каких-то документов, конечно, мы должны подписывать документы в такой судьбоносной области с легитимными властями. Это факт очевидный»,— отметил Владимир Путин.
Коммерсантъ. 19.05.2024