«У контроля над вооружениями есть будущее»

Елена Черненко


Власти США пытаются убедить Россию вернуться к обсуждению вопросов, касающихся контроля над вооружениями и сокращения рисков, однако каждый раз получают отказ. Об этом в среду заявил первый заместитель руководителя Национального управления ядерной безопасности при Министерстве энергетики США Фрэнк Роуз. Из его комментария следует, что американской стороне непонятен подход России, ведущей себя иначе, чем СССР в годы холодной войны. Ранее президент РФ Владимир Путин говорил, что Москва готова к возобновлению диалога с Вашингтоном по стратегической стабильности, но только «в едином комплексе» с другими вопросами, затрагивающими ее национальные интересы и безопасность.

Первый замглавы Национального управления ядерной безопасности (NNSA) при Министерстве энергетики США Фрэнк Роуз в среду выступил на мероприятии в вашингтонском Brookings Institution, прокомментировав в том числе отношения Вашингтона и Москвы. Обвинив российское руководство в нагнетании угроз и способствовании деградации международно-правовой базы в ядерной сфере, высокопоставленный американский чиновник тем не менее заявил о важности поддержания двусторонних каналов связи, касающихся контроля над вооружениями и сокращения рисков.

«И мы пытаемся говорить с русскими. Но, откровенно говоря, каждый раз, когда мы пытались обсудить с ними эти вопросы, мы получали отказ,— посетовал Фрэнк Роуз.— Главный посыл, который мы слышим в ответ от русских, таков: все завязано на ситуацию на Украине. Это очень тревожно».

Чиновник сравнил сегодняшнюю ситуацию со второй половиной прошлого века, когда Москва и Вашингтон заключили большую часть двусторонних соглашений в ядерной сфере. «Во время холодной войны было много (других.— “Ъ”) войн, но мы продолжали обсуждать с Советским Союзом вопросы контроля над вооружениями и снижения рисков. К сожалению, сегодня этого не происходит. И это меня очень беспокоит»,— отметил он.

Из комментария Фрэнка Роуза следует, что, по оценке властей США, какие-либо крупные соглашения по контролю над вооружениями с Россией и Китаем, вероятно, недостижимы в ближайшее время. «Несмотря на это, я считаю, что у контроля над вооружениями есть будущее»,— подчеркнул он. Это «будущее», по словам представителя NNSA, будет включать «новых действующих лиц, перспективные технологии и новых экспертов». Поэтому в его ведомстве решили запустить специальную программу, нацеленную на подготовку кадров для «будущих усилий по контролю над вооружениями». «Мы должны начать эту работу уже сейчас, чтобы быть готовыми воспользоваться возможностями для продвижения (в отношениях с Россией и Китаем.— “Ъ”), когда они появятся»,— заявил Фрэнк Роуз.

Напомним, Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля подробно прокомментировал предложение США о возобновлении диалога по контролю над вооружениями и снижению ядерных рисков. «Россия готова к диалогу с Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности. Но вот что хотел бы подчеркнуть, уважаемые коллеги, чтобы меня все правильно поняли: в данном случае мы имеем дело с государством, чьи правящие круги предпринимают против нас открытые враждебные действия»,— заявил он.

По словам президента, у властей РФ «есть все основания полагать, что слова сегодняшних американских властей о якобы заинтересованности в переговорах с нами по вопросам стратегической стабильности — это демагогия».

«В преддверии президентских выборов в США они просто хотят показать своим гражданам, да и всем остальным, что по-прежнему правят миром. Мол, по тем вопросам, где Америке выгодно договариваться, будем вести с русскими разговор, а где им невыгодно — там и обсуждать нечего, там они будут стремиться нанести нам поражение»,— обрисовал Владимир Путин свое понимание подходов США. По его словам, «так, безусловно, не пойдет».

«Наша позиция понятна: если хотите обсуждать ответственные, важные для всей планеты вопросы безопасности и стабильности, то необходимо делать это только в едином комплексе, естественно, включая все те аспекты, которые затрагивают наши национальные интересы и прямо влияют на безопасность нашей страны, на безопасность России»,— подчеркнул тогда Владимир Путин.

Ранее российские официальные лица давали понять, что для возобновления переговоров по стратегической стабильности США должны отказаться от нынешнего враждебного курса в отношении России и учесть ее озабоченности в отношении Украины и архитектуры безопасности в Европе.

Между тем Фрэнк Роуз также прокомментировал утверждения российского руководства о том, что в Вашингтоне задумываются о возможности возобновления натуральных испытаний своего ядерного оружия. «Согласно американским законам, мы обязаны поддерживать готовность к проведению ядерных испытаний на случай, если президент даст нам такое указание, однако NNSA считает, что с учетом наших инвестиций в поддержание эффективности ядерного арсенала нам не нужно возвращаться к испытаниям,— заявил он.— Хочу ясно дать понять: у Соединенных Штатов, несмотря на то что говорит Россия, нет планов возобновлять ядерные испытания».

В среду о том, что США могут возобновить ядерные испытания, заявил Владимир Путин. «Мы знаем, что в Соединенных Штатах рассматривается возможность проведения таких испытаний. Это связано с тем, что, когда появляются новые боезаряды, их, как некоторые специалисты полагают, недостаточно испытывать только на компьютере, а значит, их нужно испытать и в натуральном виде. Такие идеи в определенных кругах в США витают, имеют место быть, мы знаем об этом»,— сказал он в интервью журналисту Дмитрию Киселеву.

Из комментария Владимира Путина следует, что, если США возобновят ядерные испытания, РФ может поступить так же. «Если они проведут такие испытания — не исключаю, необязательно, нам это нужно или не нужно, еще надо подумать,— но не исключено, что мы можем сделать то же самое»,— допустил он.

Напомним, последнее свое ядерное испытание СССР провел в 1990 году, Россия ядерное оружие не испытывала. США свое последнее ядерное испытание провели в 1992 году.

Коммерсантъ. 13.03.2024

Читайте также: