Неудобный Додик

Милан Лазовичпрограммный координатор Российского совета по международным делам


В одной из самых неблагополучных стран Европы, Боснии и Герцеговине (БиГ), в последнее время вновь начали усиливаться тенденции по дестабилизации внутриполитической обстановки, связанные, прежде всего, с позицией президента Республики Сербской (РС) БиГ Милорада Додика.

Стоит напомнить, что Додик выступает за более широкую автономию Республики Сербской в составе БиГ и резко против внешнего управления в лице высокого представителя мирового сообщества по Боснии и Герцеговине Кристиана Шмидта. Лидер РС все чаще игнорирует политические решения и рекомендации последнего, заявляя, что его кандидатура не была одобрена Советом Безопасности ООН, называя его «туристом» в Боснии. Лидер боснийских сербов не стесняется также говорить о возможном выходе Республики Сербской из состава БиГ путем референдума и о возможном дальнейшем присоединении к Сербии, если давление со стороны Федерации БиГ на него лично и на республику продолжит расти.

Милорад Додик уверенно и последовательно выстраивает отношения с Россией, совершая ежегодные регулярные визиты в Москву. Он выражает полную солидарность с внешнеполитической линией РФ в нынешних условиях кризиса безопасности в Европе и не стесняется открыто говорить о дружбе с президентом Владимиром Путиным. За все это он попал под персональные западные санкции, над которыми сам открыто насмехается, а также получил статус крайне неудобного политика в Европе для Запада, который явно противостоит всем западным ценностям и выстраивает внешне- и внутриполитическую линии в соответствии с интересами боснийских сербов.

Суть внутриполитического конфликта внутри страны между Баня-Лукой и Сараево состоит не только в разных подходах ко многим темам международной повестки дня, но также в вопросе имущества Республики Сербской, частично находящегося на территории Федерации Боснии и Герцеговины. Центральные власти БиГ приняли решение заблокировать намерения Республики Сербской начать его оформление в свою собственность. Прокуратура Боснии и Герцеговины выдвинула официальные обвинения против Милорада Додика и инициировала судебный процесс над ним. Лидер боснийских сербов обвиняется в невыполнении решений Конституционного суда и игнорировании высокого представителя Кристиана Шмидта. Суд намерен добиться тюремного заключения для Додика (до пяти лет тюрьмы) с последующим запретом занимать государственные посты и заниматься политикой в целом.

Власти Республики Сербской считают обвинения сфабрикованными, а сам процесс политическим и полностью ангажированным. Действительно, в свете актуальной геополитической ситуации вся деятельность против РС и ее властей с высокой долей вероятности направлена на то, чтобы лишить Республику Сербскую суверенитета, а самого Милорада Додика убрать с политического поля, поскольку он вызывает огромное раздражение и остается крайне неудобной фигурой для Запада.

Сам Додик подтвердил эту позицию, нелицеприятно высказавшись о высоком представителе Кристиане Шмидте и после США в Боснии и Герцеговине Майкле Мерфи, назвав их «кретинами». Впрочем, послу США Додик много раз и ранее посылал сигналы о том, что не следует грубо вмешиваться во внутренние дела Республики Сербской, поскольку Босния и Герцеговина — «не колония» и не нуждается во внешнем управлении, либо советах от западных покровителей.

В качестве ответного шага в конце прошлого года Баня-Лука решила инициировать собственные контрмеры. Был рассмотрен законопроект, наделяющий руководителей Республики Сербской и ее представителей в центральных органах власти иммунитетом против преследований по обвинениям со стороны высокого представителя по Боснии и Герцеговине, а также изучены поправки в закон о референдуме. Их цель — утверждение состоятельности референдума при наличии просто большинства голосов. Сам же Додик заявил, что в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре этого года он вновь намерен рассмотреть вопрос о независимости и выходе Республики Сербской из состава БиГ. Ведь Трамп вряд ли будет чинить серьезные препятствия боснийским сербам в процессе выхода из БиГ.

Несмотря на санкционное и политическое давление, Милорад Додик твердо намерен продолжать борьбу и отстаивать интересы Республики Сербской. Он последовательно занимает позицию по поддержке РФ, сохраняет плотные связи не только с российским руководством, но и Виктором Орбаном, Александром Вучичем и Робертом Фицо, которых сложно назвать удобными фигурами для западного истеблишмента. Кроме того, 17–19 февраля он возглавил делегацию, которая посетила Минск. 20 февраля Милорад Додик прилетел в Казань, где 21-го стартуют «Игры будущего». И, разумеется, в столице Татарстана Додик проведет переговоры с российской стороной.

При этом судебный процесс против него пока продолжается. Предсказать промежуточные итоги представляется крайне затруднительным, поскольку борьба идет в достаточно жестком режиме, а само государство Боснии и Герцеговины, созданное по итогам Дейтонских соглашений 1995 года, подобно лоскутному одеялу: в тесной связке, становящейся все более шаткой, проживают сербы с одной стороны и хорваты и босняки — с другой. Где ситуация может сдетонировать и каково будущее Боснии и Герцеговины в таком формате «государства-пазла» с внешним управлением — также остается открытым вопросом. Однако при твердой и последовательной позиции Милорада Додика, при которой он проводит политическую линию, противоречащую общепринятому нарративу на Западе, перспектива сохранения напряженности и политического преследования руководства Республики Сербской остается стабильно высокой.


Справка "Известий"

Босния и Герцеговина состоит из двух образований (энтитетов) — из хорвато-мусульманской Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Кроме того, между ними расположен округ Брчко, который находится под международным управлением. В системе государственного управления пропорционально представлены три основных народа: босняки (принявшие ислам славяне), хорваты (католики) и сербы (православные). У каждого энтитета есть собственные Конституция, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Соглашение, подписанное в 1995 году, положило конец гражданской войне в стране, длившейся около трех лет. РФ наряду с США, Германией, Великобританией и Францией выступила гарантом переговорного процесса. Впрочем, назначение Кристиана Шмидта высоким представителем по Боснии и Герцеговине в РФ считают нелегитимным, поскольку оно прошло без санкции Совета Безопасности ООН, поэтому Москва эту кандидатуру не признает.


Известия. 21.02.2024

Читайте также: