С полей вывозят избыточный оптимизм
Кристина Боровикова
Минсельхоз предлагает обновить стратегию развития сельского хозяйства, заметно снизив ориентир по объему его экспорта к 2030 году — с $47,1 млрд до $36,3 млрд. Ожидаемый рост сельхозпроизводства замедлится до 1,5% в год с 3% в прежней редакции — это влияние перестройки экспортной логистики и технологического и ресурсного обеспечения АПК после 2022 года. Снижение экспортных доходов, в свою очередь, во многом объясняет и новую логику распределения господдержки активно субсидируемого сектора в условиях ограниченного бюджета: если раньше средств, полученных от экспортных пошлин, хватало на помощь всем нуждающимся в ней подотраслям АПК, то теперь поддержка ориентирована на приоритетные направления.
Минсельхоз рассчитывает внести изменения в стратегию развития АПК до 2030 года — проект поправок опубликован на regulation.gov.ru. В прошлый раз стратегия корректировалась в сентябре 2022 года, когда стало ясно, что последствия военной операции РФ на Украине серьезно влияют на положение отрасли. Нынешние правки потребовались, по всей видимости, из-за того, что адаптация сектора делает возможной фиксацию новых правил игры в нем и оценку их последствий.
В частности, документ фиксирует ориентиры по импортозамещению, например, в селекции и семеноводстве — для него установлены конкретные цели, так, предполагается, что к 2026 году доля семян «отечественной селекции» достигнет 65%, к 2030-му — 75%.
Серьезные правки, которые в целом фиксируют уже происходящие изменения в АПК, затронут экспортный раздел стратегии, уточнив список приоритетных направлений экспорта сельхозпродукции: в него предложено включить СНГ, Ближний Восток, Африку, Юго-Восточную Азию, а также Китай и Индию (поставки в эти страны после начала военной операции на Украине уже кратно выросли). Российская сельхозпродукция в 2023 году поставлялась в 150 государств, доля «дружественных» стран составила 87% (плюс 20% к показателю 2022 года), заявляли ранее в Минсельхозе. Экспорт продукции АПК в Китай увеличился более чем на 50%, в Индию — на 46%, в Пакистан — на 40%, в Египет — на 13%.
Из-за ориентации поставок на развивающиеся, а не развитые рынки, а также снижения мировых цен на продовольствие стратегия предполагает заметный пересмотр ориентиров по стоимостному объему экспорта к 2030 году: в сопоставимых ценах целевая планка опустится до $36,3 млрд с ожидавшихся в сентябре 2022 года $47,1 млрд. Из-за постепенного снижения экспорта уменьшаться, очевидно, будет и объем собираемых с экспортеров пошлин — они, напомним, «оставаясь в отрасли», направляются на поддержку наименее рентабельных направлений. Дополнительно снижаться доходы от пошлин могут и из-за стремления властей поддерживать цены на внутреннем рынке: ради этого Минсельхоз, напомним, использует возможности гибкого подхода к изменению квоты на вывоз зерна, действующей с 15 февраля по 30 июня. Увеличивая ее объемы, министерство фактически снижает число тех, кто будет экспортировать продукцию в период действия экспортных пошлин (см. “Ъ” от 13 февраля).
В таких условиях при ограниченном бюджете господдержка будет все больше сосредотачиваться в тех низкорентабельных и нерентабельных направлениях, которые признаны властями приоритетными — это в том числе селекция, генетика, молочное скотоводство, птицеводство и производство яиц.
Обеспечить среднегодовые темпы роста сельхозпроизводства в 3%, что предполагала прошлая концепция, при снижении поддержки других отраслей не выйдет, и новая редакция снижает планку роста выпуска в АПК до 1,5% в год.
На вопрос “Ъ” о согласовании пересмотра экспортных планов с целями профильного нацпроекта в Минсельхозе ответили, что срок его реализации истекает в 2024 году, и сейчас «ведется работа по формированию предложений по продлению национального и федерального проекта до 2030 года, в рамках которой рассматриваются различные сценарии достижения экспортных показателей в зависимости от моделей финансового обеспечения федерального проекта». Итоговые параметры планируется утвердить до конца года, добавили в министерстве.
Коммерсантъ. 16.02.2024