Партнерство ЕАЭС, ШОС и БРИКС укрепит позиции Глобального Юга – индийский эксперт
В условиях нового миропорядка на евразийском пространстве расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В конце 2023 г. было подписано соглашение о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС, анонсировано продолжение аналогичных переговоров с Индией. Новые возможности открывают транспортно-логистические коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад», соединяющие страны союза с Юго-Восточной и Южной Азией, Ближним Востоком и Африкой. В их развитии заинтересована не только Россия, но и Казахстан. В частности, 15 января Минтранс республики сообщил о проработке мультимодального транзитного коридора Россия-Казахстан-Китай через реку Иртыш. Как укрепление связей России и ЕАЭС с Китаем и Индией повлияет на евразийскую интеграцию, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил научный сотрудник Центра центральноевразийских исследований Мумбайского университета (Индия) Шоаиб Хан.
– Господин Хан, какие ключевые области сотрудничества между Индией и Россией получили развитие в 2023 г.?
– Отношения Индии и России характеризуются долгосрочным стратегическим партнерством. Оно основано на общих интересах и ценностях, включая приверженность мультилатерализму и многополярному мировому порядку. Сотрудничество двух стран сыграет значительную роль в формировании глобальной политико-экономической повестки.
Предпосылки глубоких отношений Индии с Россией уходят в советскую эпоху. Цивилизационные связи, военное сотрудничество и личные контакты по-прежнему остаются крепкими. Нью-Дели и Москва собираются сосредоточиться на расширении экономического сотрудничества, увеличении инвестиций и торговли, улучшении энергетического сотрудничества и поощрении использования новых технологий. Ожидается, что Россия и Индия также будут сотрудничать в рамках основных приоритетов G20, включая финансовую стабильность и реформы глобального управления.
Одной из потенциальных областей взаимодействия между Россией и Индией может быть содействие устойчивому развитию. Обе страны добились значительных успехов в этой области: Индия устанавливает амбициозные цели в сфере возобновляемой энергетики, а Россия содействует устойчивому развитию в своем арктическом регионе. Две страны могли бы сотрудничать в рамках инициатив, связанных с энергоэффективностью, чистой энергией и адаптацией к изменению климата, используя свои сильные стороны и экспертизу. Еще одной областью сотрудничества может стать кибербезопасность. Обе страны имеют развитые возможности в этой области. Также актуально сотрудничество в рамках инициатив, связанных с управлением в IT, обменом информацией и развитием технического потенциала.
И Нью-Дели, и Москва выступают за более активное участие развивающихся стран в институтах глобального управления. Индия и Россия могли бы сотрудничать в рамках инициатив, связанных с реформами управления, в том числе в вопросе увеличения представительства развивающихся стран в международных финансовых учреждениях.
– Каковы особенности экономического взаимодействия Индии и России?
– Усиление торгового и экономического сотрудничества между Индией и Россией является ключевым приоритетом для политического руководства обеих стран, как это видно из пересмотренных целей по увеличению двусторонних инвестиций до $50 млрд и двусторонней торговли до $30 млрд к 2025 г.
Для развития экономического сотрудничества между двумя странами был создан ряд институционализированных механизмов. Основным учреждением на уровне правительств является Межправительственная комиссия Индии и России по торговле, экономике, науке и культурному сотрудничеству (IRIGC-TEC). Кроме того, в соответствии с решением, принятым на 19-м двустороннем саммите, был создан Индийско-российский стратегический экономический диалог (IRSED). Он направлен на сотрудничество в области разработки экономической политики, поощрения регулярного взаимодействия и сотрудничества между двумя странами. На данный момент проведено 23 сессии IRIGC и 3 сессии IRSED.
Индия также рассматривает вопрос о заключении соглашения о свободной торговле (FTA) или всеобъемлющего соглашения об экономическом сотрудничестве (CECA) с Евразийским экономическим союзом. ЕАЭС является одним из важных новых экономических блоков, и Индия стремится более тесно взаимодействовать с Россией и странами СНГ для дальнейшего усиления торгового и экономического сотрудничества в этом регионе.
– Какие тенденции в деятельности ЕАЭС, БРИКС и ШОС можно выделить на фоне глобальных событий?
– Развитие партнерства между странами Евразийского экономического союза, Организации Шанхайского сотрудничества и БРИКС поможет увеличить стабильность национальных экономик и сопротивляться внешнему давлению. Геополитическая обстановка в мире представляет угрозу. Глобальные тенденции развиваются таким образом, что ни одна страна не может игнорировать необходимость развивать и укреплять региональные связи. Сегодня наиболее актуальными являются вопросы торговли и сотрудничества. Страны БРИКС успешно продвигают общие подходы к недопустимости дискриминационных мер и занимают общую позицию по нелегитимности односторонних торговых ограничений.
Саммит БРИКС 2023 г. привлек несравненный международный интерес в свете геополитического контекста усиления конкуренции между США и Китаем, а также уравновешивания глобальных позиций странами Южного полушария в связи с конфликтом на Украине. По мере усиления конкуренции между мировыми державами западные акторы все больше рассматривают этот блок и подобные ему, как ШОС, через призму конкуренции с Китаем и Россией. Можно утверждать, что они рассматривают эти организации как институциональное воплощение сопротивления западноцентричному глобальному порядку.
– Как эти организации могут повлиять на геополитическую структуру в 2024 г.?
– Реформа международной системы давно назрела. Эта система является реликтом послевоенной эры и остается несправедливой и непредставительной. Кроме того, текущее обсуждение на Западе будущего мультилатерализма не учитывает интересов и стремлений Глобального Юга. На фоне этого расширение БРИКС имеет большое символическое значение. Этот блок может придать мощный голос стремлению к реформированию глобального порядка, помочь кристаллизовать и формулировать содержание этой реформы и продемонстрировать версию мультилатерализма Глобального Юга. Кроме того, БРИКС, вероятно, будет более влиятельной в экономической сфере, выступая за новую глобальную финансовую архитектуру, дедолларизацию мировой экономики и подрыв западных режимов санкций.
Тем не менее, внутренние разногласия между членами, в том числе между Индией и Китаем, и расходящиеся точки зрения по взаимодействию с Западом могут помешать влиянию объединения в геополитической сфере. БРИКС также рискует стать китаецентричным, что размоет его силу и тезис о предоставлении голоса Глобальному Югу. Решение о более чем удвоении размера блока после присоединения стран от Аргентины до Саудовской Аравии только усложнит баланс интересов.
Евразия.Эксперт. 17.01.2024