Как в новые добрые времена
Владимир Соловьев
Совместное заявление Баку и Еревана о готовности быстро достичь мира хвалят со всех сторон. Жест уже одобрили главные игроки в регионе — Россия, США, Евросоюз и Турция. Эксперты не исключают скорого подписания соглашения. Но по-прежнему не ясно, на чьей именно территории Азербайджан и Армения решат заключить мир.
«В Москве с удовлетворением восприняли совместное заявление администрации президента Азербайджанской Республики и аппарата премьер-министра Республики Армения с подтверждением обоюдного намерения нормализовать отношения и заключить мирный договор между двумя странами»,— так глава департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова отреагировала 8 декабря на ясное намерение Баку и Еревана ускорить движение к миру. «Готовы и далее оказывать всяческое содействие в разблокировании транспортных коммуникаций, делимитации границы, заключении мирного договора»,— добавила госпожа Захарова.
Заявление, которое она прокомментировала, было обнародовано вечером 7 декабря. Оно беспрецедентное. Во-первых, это совместное двустороннее заявление властей двух стран — пока не первых лиц, а их администраций, но уровень все равно высокий. Во-вторых, оно выдержано в духе, не характерном для отношений соседей, враждовавших больше 30 лет.
В заявлении стороны не только констатируют, что «существует историческая возможность достичь долгожданного мира в регионе», и «подтверждают намерение урегулировать отношения и заключить мирный договор, основанный на уважении принципов суверенитета и территориальной целостности», но и обмениваются знаковыми шагами навстречу друг другу. Баку принял решение освободить 32 армянских военнослужащих, а Ереван — двух азербайджанских.
Кроме того, Армения высказалась в поддержку заявки Азербайджана провести у себя 29-й сессию Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) и сняла свою кандидатуру в пользу Баку. Азербайджан в ответ поддержал кандидатуру Армении на членство в бюро восточноевропейской группы COP.
Договоренности выглядят двусторонними. Однако объявлено о них было после визита в регион помощника госсекретаря США Джеймса О’Брайена. 6 декабря дипломат встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Азербайджанский лидер тогда подчеркнул, что «возникли исторические возможности для установления мира» в регионе, и «США с учетом новых реалий также могут внести свой вклад в этот процесс».
Вашингтон, судя по всему, со своим вкладом тянуть не намерен. В ближайшее время в американской столице ждут министров иностранных дел Азербайджана и Армении, о чем ранее сообщил господин О’Брайен. Точной даты встречи пока нет, но события развиваются настолько быстро, что нельзя исключать переговоров еще до конца этого года.
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян 7 декабря, в свою очередь, встретился со старшим советником госсекретаря США по переговорам на Кавказе Луисом Боно. По итогам встречи было заявлено, что «армянская сторона положительно отреагировала на предложение госсекретаря Энтони Блинкена о встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне».
В самом Госдепартаменте крайне позитивно — в отличие от сдержанной Москвы — отреагировали на совместное азербайджано-армянское заявление. Представитель ведомства Мэтью Миллер отметил в четверг, что Вашингтон высоко оценивает совместные усилия руководства двух стран, которые «закладывают основу для мирного и процветающего будущего народов Южного Кавказа».
В похожем ключе высказались и первые лица Евросоюза — глава Европейского совета Шарль Мишель и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Первый назвал заявление Баку и Еревана и предпринятые ими действия «ключевым шагом». «Призываю лидеров как можно скорее заключить мирное соглашение»,— написал чиновник в соцсети Х. Господин Боррель на этой же платформе сообщил, что появился «исторический шанс достичь мира в регионе», и выразил готовность поддержать усилия соседних стран.
Отреагировала и Анкара, также являющаяся активным игроком на Южном Кавказе. «Удовлетворены решением предпринять ряд конкретных шагов по укреплению доверия между двумя странами… Поддерживаем намерение сторон продолжить переговоры по принятию дополнительных шагов по укреплению доверия»,— цитирует МИД Турции агентство Anadolu.
Последние подвижки в азербайджано-армянских отношениях дали экспертам основания говорить, что стороны действительно близки к важным, историческим для неспокойного региона договоренностям. «Обмен задержанными / военнопленными рассматривается как один из индикаторов, что стороны очень близки к подписанию мирного договора. Но если его подпишут до конца года, то, скорее всего, это будет рамочное соглашение. Подготовка полноценного договора займет больше времени»,— полагает информированный собеседник “Ъ” в Баку.
Директор Кавказского центра политического анализа (Баку) Ахмед Алили в беседе с “Ъ” также называет последние события «огромным шагом вперед в сегодняшних реалиях». «Это Кавказ. Тут в одну ночь может война начаться, и также в одну ночь все может прекратиться. Не исключаю, что в скором времени стороны что-то подпишут»,— говорит эксперт.
Между тем в возобновившемся после долгой паузы движении двух стран навстречу друг другу есть важный нюанс — соперничество России и Запада за статус главного миротворца. Поначалу Москва вырвалась вперед, сыграв ключевую роль в том, что в 2020 году прекратились масштабные боевые действия.
Российские миротворцы появились в Карабахе, но, несмотря на это, полного прекращения огня не последовало, а в сентябре этого года Баку провел в регионе молниеносную военную операцию, по итогу которой регион полностью перешел под контроль Азербайджана. Решение карабахского вопроса, как теперь видно, открыло дорогу к заключению сторонами мира. Но Россия хотела бы, чтобы мирный договор был подписан на ее территории, а Запад предлагает для этого свои услуги и площадки. Армении сейчас ближе Запад, Баку же явных предпочтений не выказывает, подчеркивая заинтересованность в самом факте мира.
Ахмед Алили считает, что в такой ситуации, чтобы никто из больших игроков не обиделся, гарантами должны быть или все, или никто. Поскольку первое с учетом отношений Москвы и Запада кажется маловероятным, Азербайджан, отмечает эксперт, предлагал и предлагает прямой двусторонний диалог. «Последнее совместное заявление сделано как раз от двух сторон, третьей там нет»,— указывает господин Алили. Это может означать, предполагает он, что местом подписания, с большой вероятностью, может стать точка на границе между двумя странами.
Коммерсантъ. 08.12.2023