Не читал, не обсуждаю: ЕС не приступал к разработке 12-го пакета санкций
Евгения Чукалина
Совет ЕС в настоящее время официально не обсуждает новые санкции против России, рассказали «Известиям» в Европарламенте. Сейчас у Брюсселя, по сути, не осталось идей, как еще при помощи рестрикций можно надавить на Москву, хотя члены ЕП продолжают выступать с предложениями. В частности, они призывают и дальше ужесточать контроль за соблюдением третьими странами ограничительных мер, ввести персональные санкции против представителей «Ростатома», а также создать базу для конфискации замороженных активов ЦБ России. Каковы перспективы 12-го пакета санкций и как российская экономика справляется с уже введенными ограничениями — в материале «Известий».
Дойти до дюжины
С началом российской спецоперации на Украине в феврале 2022-го санкционная машина Брюсселя заработала на полную мощность, выдавая один пакет рестрикций за другим. Однако чем дольше длится конфликт, а экономика РФ подстраивается под новые реалии, тем сложнее ЕС разрабатывать очередные меры. С начала года европейские политики приняли два новых пакета, последний из которых был одобрен в июне.
Впрочем, санкционный курс, которого придерживаются на Западе, вряд ли подразумевает отказ от введения ограничений или какие-то послабления. К тому же в конце июня замминистра иностранных дел Польши Петр Вавжик объявил о том, что власти уже обдумывают 12-й пакет. Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано в июле даже заявил «Известиям», что очередные рестрикции могут быть введены до конца 2023-го.
Тем не менее Совет ЕС еще не начал обсуждение новый санкций, сообщили в Европарламенте.
— Официально Совет не обсуждает дальнейшие санкции. Однако гражданское общество и Европарламент хотят расправиться с третьими странами, которые помогают России обходить санкции, особенно в том, что касается продажи и перепродажи российской нефти и газа, — заявил «Известиям» депутат ЕП от Германии Гуннар Бек.
По его словам, другие предложения, появляющиеся в Брюсселе, касаются ограничений в отношении товаров двойного назначения, которые «могут быть использованы для производства ракет в РФ», введения персональных санкций против представителей «Ростатома», а также создания правовой базы для конфискации замороженных российских активов.
Последний аспект стал настоящей головной болью для западных политиков, которые хотят пустить эти активы на восстановление Украины. Как ранее объяснял и.о. постпреда РФ при ЕС Кирилл Логвинов, законодательство Евросоюза подразумевает лишь временное замораживание средств, но никак не их конфискацию. По оценкам Еврокомиссии, заблокированными оказались более €200 млрд активов Центробанка РФ.
Российская сторона неоднократно называла действия Брюсселя воровством и призывала разблокировать средства «без каких-либо условий». Поскольку они так и остались заморожены, а в будущем даже могут быть изъяты, президент РФ Владимир Путин подписал ответный указ. Так, в случае конфискации в России будет вводиться внешнее управление активами недружественных стран.
Тернистый путь
Несмотря на ярое желание коллективного Запада продолжать давление на Москву, с каждым разом количество сфер, на которые Брюссель может наложить санкции, становится всё меньше.
— Процесс идет очень медленно, так как идеи просто закончились, — отметил в беседе с «Известиями» участник делегации Европарламента по связям с Россией (D-RU), представитель от Хорватии Иван Вилибор Синчич.
Евродепутат от Франции Тьерри Мариани напомнил слова верховного представителя ЕС Жозепа Борреля, который еще до принятия 11-го пакета говорил, что Евросоюз достиг предела своих санкционных возможностей в отношении России. Также парламентарий подчеркнул, что уже тогда почти 50% товаров, экспортируемых в РФ до 24 февраля 2022-го, подпадали под санкции.
В итоге, как известно, в последнем на данный момент пакете европейские власти сосредоточились на противодействии обходу ограничений за счет третьих стран. Как предположил и.о. постпреда РФ при ЕС Кирилл Логвинов, это решение стало своего рода «предупредительным сигналом» для тех государств, которые не соблюдают принятые рестрикции.
Сейчас осталось не так много путей, по которым еще могут пойти европейские столицы. В частности, в СМИ обсуждалась возможность ведения санкций против импорта в страны ЕС сниженного природного газа, алмазов, а также рестрикций в отношении российской атомной отрасли.
Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович констатировал: введенные против Москвы санкции не достигли того результата, на который рассчитывали западные лидеры, а именно разрушения экономики РФ. К тому же Россия — далеко не первая страна, в отношении которой вводились ограничения, до этого были как минимум Иран, Куба и Северная Корея.
— Однако санкции привносят деструктивные явления — вас отрезают от поставок западного технологичного оборудования. А у нас все-таки в досанкционный период 48% импорта составляло оборудование именно западных стран, — сказал Георгий Остапкович «Известиям». — Конечно, в определенной степени предприятия и экономические агенты пострадали, поскольку лишились инновационного оборудования. Но, с другой стороны, это дало толчок для импортозамещения и внедрения технологических прорывов. Начала перестраиваться экономика.
Раньше она была ориентирована продажу сырьевых товаров, которые составляли около 80% экспорта, напомнил эксперт. В нынешних же условиях РФ пытается переформатировать экономику на предложение товаров с высокой добавленной стоимостью.
— Санкции дали инновационный толчок по переделу и трансформации экономики, а это в основном обрабатывающая промышленность и высокотехнологичные услуги. Процесс запущен, — добавил он.
Несмотря на то что ограничительные меры не привели к ожидаемому результату, на который надеялись на Западе, санкционное давление продолжится. Все новые и новые пакеты будут появляться до тех пор, пока украинский конфликт не урегулируют, считает Остапкович. В конце августа глава МИД Венгрии Петер Сийярто отметил: даже внутри Евросоюза все меньше верят в продолжение этого курса, хоть и не хотят признавать провал рестрикционной политики. По его словам, в противном случае тем европейским политикам, которые способствовали введению ограничений, придется уйти в отставку.
При этом РФ в нынешних условиях не настаивает на снятии санкций. Как заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, российский лидер в своих контактах с западными лидерами никогда не обсуждал эту тему. Также пресс-секретарь президента подчеркнул, что данные Всемирного банка лишь демонстрируют рост экономики РФ.
Известия. 06.09.2023