Бизнес не будет готов к росту в ближайшие два года

Ольга Соловьева


Российские граждане скептически относятся к идее стать владельцами бизнеса сегодня в России, показывают соцопросы. Сами же действующие предприниматели перешли сегодня в режим выживания, и о расширении своего бизнеса подавляющее большинство из них даже не задумываются. Каждое третье предприятие в стране надеялось на увеличение выручки в прошедшем апреле, а по факту рост выручки отмечен лишь в каждом седьмом.

Интерес россиян к предпринимательству постепенно снижается, показывает последний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом доля тех россиян, у кого имеется свой бизнес, за последние 10 лет выросла с 5 до 8%. В то же время пессимизм в отношении предпринимательства у граждан также увеличился. К примеру, 10 лет назад каждый 10-й россиянин говорил о том, что передумал заниматься бизнесом, теперь такого мнения придерживается уже каждый пятый. Доля тех, кто передумал начинать свое дело, сегодня достигла максимума за весь период измерений.

Почти половина опрошенных (42%) сообщают, что никогда бы не хотели иметь свой бизнес. Доля тех, кто только задумывается о карьере предпринимателя, также сократилась, отмечают социологи. Еще в 2008 году желание открыть свое дело было у каждого третьего, а теперь – только у каждого четвертого.

Примечательно, что интерес к бизнесу уменьшается на фоне снижения административных барьеров. Каждый второй респондент оценивает условия ведения малого бизнеса в своем населенном пункте как благоприятные, и это ровно вдвое больше, чем еще 10 лет назад. За тот же период заметно снизилось число тех, кто уверен в сложности внешних условий по ведению бизнеса: с 55 до 31% сегодня.

Нынешние настроения самих предпринимателей сегодня далеки от эйфории. И это видно, в частности, из последнего исследования настроений малого и среднего бизнеса (МСБ) в РФ, которое провел аналитический центр НАФИ совместно с «Опорой России». Данные основываются на опросе свыше 1,7 тыс. компаний сектора МСБ из всех регионов РФ. С одной стороны, наблюдается рост деловой активности. Эксперты сообщают, что рассчитываемый ими индекс деловой активности МСБ в апреле составил 54,1 пункта, что стало максимумом с лета 2021 года. Значение индекса выше 50 пунктов означает рост, ниже 50 пунктов – снижение.

Исследователи указывают, что компонент индекса «Инвестиции» растет шестой месяц подряд и превышает показатели апреля прошлого года, тогда как компоненты «Продажи» и «Кредиты» снижаются. К примеру, только 14% предпринимателей в апреле нарастали выручку, тогда как планировали ее увеличить 35% бизнесменов. Сокращение выручки при этом произошло у 40% представителей МСБ, а в планах это было только у 22%.

В Институте экономики роста им. Столыпина ранее совместно с «Экспертом РА» и Институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ) также публиковали результаты опроса руководителей бизнеса о состоянии компаний и возможностях развития в России. Главный вывод исследователей: отечественный бизнес скорее выживает, чем развивается.

Так, практически половина опрошенных предпринимателей сообщают, что главная задача на ближайшие год-два – просто сохранить свою деятельность. И только 12% намерены наращивать производство в ближайшие годы.

Свои проблемы предприниматели объясняют низкой доступностью финансов и логистическими сложностями. Так, 80% опрошенных сообщали о том, что ставки по кредитам на развитие бизнеса, а также залоговые требования банков слишком высокие. 65% жаловались на слишком короткие сроки предоставления заемных средств.

Обострилась и проблема недостаточного развития логистической инфраструктуры. В связи с усилением транспортных потоков в восточном направлении половина респондентов столкнулись с ростом затрат на транспорт и логистику, а сроки доставки грузов стали более непредсказуемыми, обращали внимание в Институте Столыпина. «Усложнение логистических цепочек и уход многих иностранных компаний с рынка вынуждают многих построить бизнес с самого начала», – соглашается экономист Рипсиме Ованоглян.

Еще одна проблема – экономическая госполитика и излишняя зарегулированность бизнеса. К примеру, 80% предпринимателей указывают на излишние требования к бизнесу в законодательстве. Такое же количество респондентов жалуется на чрезмерную фискальную нагрузку. «Проводимая государством экономическая политика во многом является первопричиной тех ограничений и барьеров, с которыми сталкивается бизнес», – сетует бизнес. Исследователи подчеркивают: все перечисленные факторы создают высокие риски длительной стагнации российской экономики. «Многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным», – резюмируют в Институте Столыпина.

«Российские компании, несмотря на сложные обстоятельства, хотели бы и развиваться и видят для этого возможность в связи с уходом ряда иностранных товаров с рынка. Однако сейчас они довольно пассивны в процессах развития, которые зачастую делали иностранные компании лидерами рынка», – отмечает директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. Он считает, что стимулирование развития бизнеса должно стать новым шагом политики государства. «Но 30 лет мы привыкли жить в режиме простого воспроизводства, а нужно учиться жить развитием», – говорит Свириденко.

Эксперты, однако, напоминают, что для бизнеса в целом обычным является негативное отношение к существующему уровню налогообложения и любым попыткам регулирования их деятельности государством. «Если добавить к этому стрессы, испытываемые бизнесом с 2020 года – сначала из-за пандемии, а позднее из-за начала боевых действий и санкционной войны, которую ведут против России страны Запада, – то проявленная ими при опросе осторожность в оценках перспектив развития их компаний вполне обоснованна», – отмечает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Шахурин.

Директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков соглашается, что большинство предпринимателей сконцентрированы на выживании, а не на развитии. «Это обусловлено низким экономическим ростом, финансовыми трудностями, недостаточной защитой прав предпринимателей, проблемами в логистике и инфраструктуре, а также излишней регуляцией и высокой налоговой нагрузкой. Ждать существенных подвижек в изменении взгляда предпринимателей не приходится», – считает он. Для смены текущей парадигмы необходимы не только существенные изменения в экономической политике, но и глобальная трансформация социально-экономических отношений, полагает эксперт.

Основной причиной пессимизма бизнеса являются внешние ограничения и давление на российскую экономику, так как на этом фоне приходится переориентировать экспорт и импорт, искать замену прежним поставщикам сырья, оборудования, комплектующих и т.п. и удлинять логистические маршруты, что приводит к росту расходов, рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, именно из-за переориентации российского внешнеторгового оборота в восточном направлении примерно 50% респондентов увеличили затраты на транспорт и логистику. Кроме того, на фоне геополитического обострения и экономической неопределенности потребительский спрос в России тоже начал снижаться, что привело к сокращению выручки предпринимателей. «В прошлом году спрос на потребительские товары сократился на 3,4%, что стало крупнейшим снижением со времен кризиса 2014–2015 годов, а спрос на непродовольственные товары по итогу 2022 года упал на 5,8% в годовом выражении», – отмечает эксперт.

«Очевидно, что бизнес по-разному себя чувствует. Так, рынок пиломатериалов, производство фанеры, автомобилестроение показали снижение. А к примеру, производство мебели в ряде регионов выросло многократно. Важно, что субъекты МСП нашли новые ниши, новые возможности для производства и реализации инвестиционных проектов. Хочется, чтобы плечо банков, фондов господдержки было более доступно и оперативно», – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.

«Кризис, падение рубля, рост цен, отъезд экономически активного населения сильно сказались и на предпринимательском сообществе. Растущие налоги, усиление контроля за их уплатой сильно поменяли информационную среду для небольших предприятий. Поэтому люди хотят просто выжить, то есть просто удержать бизнес на прежнем уровне», – считает основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия Корчагина-Озджан.

Независимая газета. 23.05.2023

Читайте также: