Ашхабад продал Ташкенту золотой газ
Виктория Панфилова
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступит с очередным посланием к парламенту 20 декабря. Глава государства подведет итоги года и определит задачи на будущее. 2022 год для Узбекистана выдался особенно сложным в энергетической сфере: авария на Сырдарьинской ТЭЦ оставила без электроэнергии не только саму республику, но частично Казахстан и Киргизию. Эксперты считают, что пришло время договариваться с РФ о дополнительных поставках газа и восстанавливать в Центральной Азии единое энергетическое кольцо.
Нынешняя зима в Узбекистане выдалась на редкость морозной и снежной. Прогноз на будущую неделю неутешительный – снегопады при довольно низких температурах. Энергетическая система страны не выдерживает увеличения потребления населением электроэнергии и газа и дает сбои. Без газа и света остались не только регионы, но и столица.
Веерные отключения, как сообщают узбекские энергетики, продлятся еще какое-то время. «Введение плановых ограничений позволит выйти из сложившейся ситуации без более серьезных последствий», – заявил вице-премьер, министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов.
Дефицит электроэнергии и газа в Узбекистане – результат глубоких системных проблем, возросшая численность населения страны и ее переход со статуса экспортера в статус импортера газа. Если в 1991 году в республике насчитывалось 20 млн человек и добывалось 62 млрд куб. м газа, то в 2022 году – уже 36 млн человек и 52 млрд куб. м газа. Плюс развивается промышленность.
«Недостаточный объем добываемого природного газа и недостаточный объем генерируемой электроэнергии, непривычные холода стали серьезным вызовом для страны. Плюс проблемы в самой системе госуправления. Понадобилась поездка руководителя администрации президента Узбекистана Сардора Умурзакова в Туркмению, чтобы договориться о поставке дополнительных 1,5 млрд куб. м газа. Ашхабад вот уже второй год экспортирует в Узбекистан туркменский газ. Но проблема в том, что туркменская сторона не соглашается на долгосрочный контракт, только на годовой. Все дело в цене», – сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев. Судя по всему, для Узбекистана туркменский газ получился «золотым» и хватит его при потреблении 20 млн куб. м в сутки всего на три месяца.
Президент Шавкат Мирзиёев ситуацию в энергетической сфере взял под свой контроль. Он лично посетил Чиланзарскую теплоцентраль, которая обеспечивает теплом около 1 тыс. жилых домов и более 100 социальных объектов. Выяснилось, что оборудование и сети Чиланзарской теплоцентрали выработали свой ресурс. Имеются потери при передаче тепла. И таких объектов, как говорят специалисты, в республике сотни. Глава государства возложил вину за срыв подготовки к зимнему сезону на высокопоставленных чиновников в сфере энергетики и всех руководителей областей, районов и городов, а также секторов, имена которых он назвал на заседании правительства. Мирзиёев подчеркнул, что именно «они сорвали подготовку к зиме и дискредитировали проводимые нами реформы».
Система управления не справилась с поставленными задачами. Ряд чиновников считают, что главная проблема в приватизации, точнее в ее отсутствии. В энергосфере действует государственная монополия. Системы технически устарели из-за отсутствия частных инвестиций. Необходимо срочно начать приватизацию отрасли. Ресурс kun.uz представил мнения некоторых из них. В частности, вице-спикер Законодательной палаты Алишер Кодиров считает, что «необходимо как можно быстрее начать работу над программой разгосударствления сбытовой части энергетического рынка».
Учредитель компании «Эпсилон» Миродил Джалолов предлагает значительно увеличить в стране добычу газа из разведанных скважин, разрешенных к бурению. «Для этого правительство должно этот вопрос обсудить с газодобывающими компаниями, изучить их потенциал. У нас достаточно возможностей для этого», – считает Джалолов. По его словам, необходимо подумать об импорте газа. Но договариваться нужно с компаниями, добывающими газ, без иностранных компаний-посредников. «Узтрансгаз» обеспечит транспортировку топлива по магистральным трубопроводам. Тогда эффект будет выше, считает он. При этом, по его словам, «импорт газа должен быть из Туркменистана и Казахстана, а не из других стран».
Его точку зрения разделяет экономический аналитик Абдулла Абдукадиров: если сегодня правительство хочет с кем-то заключить газовый контракт, то это должны быть Туркменистан или Казахстан, а не Россия. «Это будет еще одна большая ошибка вдобавок к уже допущенным. Исправить ее последствия будет очень сложно», – отметил Абдукадиров.
Между тем именно Россия предложила Узбекистану и Казахстану создать «газовый союз» и направить излишки газа, не проданного на европейском рынке, в страны Центральной Азии и далее транзитом в Южную Азию.
Бахтиер Эргашев считает большой ошибкой отказываться от российского предложения в сложившихся условиях (подробнее см. «НГ» от 30.11.22). Тем более что Ашхабад на долгосрочные контракты не соглашается. «Это должны были мы просить у России газ. Но наше «западное лобби» предостерегает, что Узбекистан попадет в зависимость от России по газу. А в зависимость от Туркмении – можно? Ашхабад три месяца торговался по цене на газ, пока в Узбекистане не случился коллапс», – подчеркнул эксперт. По его словам, для поставок российского газа есть трубопровод Бухара–Урал, осталось сделать реверс. Препятствием может стать Казахстан, с которым придется договариваться о транзите газа отдельно.
Эксперт также считает, что нужно развивать электрогенерацию. Нельзя сказать, что правительство ничего не делает. С Киргизией договариваются об участии в проекте строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС, с Таджикистаном – о строительстве ГЭС на Заравшане стоимостью 500 млн долл. Электроэнергия с этой ГЭС пойдет в Узбекистан. Практически с нуля строится большая ТЭЦ на Сырдарье, но она будет работать на газе. Делать ставку на ТЭЦ в условиях, когда Узбекистан стал импортером газа, ошибочно, считает Эргашев.
Не решен вопрос строительства атомной станции в Узбекистане. «Нужно договариваться с Росатомом и приступать к возведению станции. В противном случае на планах по индустриализации, урбанизации и всем остальным программам президента придется поставить крест. Невозможно развивать экономику в условиях энергодефицита и дефицита газа. Даже президент заявил о том, что все планы срываются», – отметил эксперт.
По мнению Эргашева, пора заняться восстановлением единого энергетического кольца Центральной Азии. Проблемы в энергосистеме в этом году случились не только в Узбекистане, но и у соседей. «Это результат того, что все 30 лет мы разъединялись, каждая страна вела свою энергетическую политику, которая в результате приводила к раздроблению, издержкам, денег на поддержание и модернизацию отрасли не хватало, не говоря уже о строительстве новых мощностей. Достигнут предел прочности, поэтому система дала сбой. Там взрывается, здесь авария... Нужны институциональные усилия по созданию или восстановлению единой энергосистемы. Центральная Азия на грани энергетического краха», – подчеркнул Эргашев.
Независимая газета. 18.12.2022