Эксперты объяснили, как ось Россия-Индия-Китай станет альтернативой доминированию США
Александр Приходько
Несмотря на попытки США и Европы изолировать Россию, две трети населения проживают в нейтральных или дружественных Москве странах, признают британские СМИ. Россия разрабатывает альтернативные SWIFT системы платежей с Индией и Китаем, развивает с партнерами платежи в национальных валютах. Растет торговля энергоносителями в направлении Азии. Как считают в МИД России, страны БРИКС могут стать костяком нового миропорядка, который сейчас формируется. Какую роль сыграют отношения России с Индией и Китаем в формировании будущего полицентричного мироустройства, эксперты клуба «Валдай» обсудили в ходе дискуссии «Новый каркас международных отношений: конец гегемонии США?». Подробности – в репортаже «Евразия.Эксперт».
Геополитические сдвиги
События на Украине уже повлияли на развитие мировой политики и будущее устройство системы международных отношений. Как отметил декан факультета международных отношений МГИМО Андрей Сушенцов, спецоперацией Россия продемонстрировала готовность подкреплять делами свое недовольство сложившейся ситуацией в мире. Эксперт обратил внимание, что действия Москвы шокировали западных лидеров, поскольку они считали, что Россия блефует.
«Год назад ситуация на границе России с Западом напоминала почти военную хронику. Еженедельные пролеты самолётов НАТО вблизи границ, опасные пролеты рядом с гражданскими судами, постоянные нарушения госграницы в Крыму… После 24 февраля 2022 г. вся эта деятельность прекратилась. Все осознали риски, которые могут последовать за таким безответственным поведением», – подчеркнул Сушенцов, добавив, что это позволит реализму возродиться в Европе.
Как отметил сотрудник Объединенного военно-научного общества Индии Санджая Бару, «кризис на Украине – это результат западной провокации из-за расширения НАТО на Восток». Индийский политолог считает, что доминирующие страны мира не были готовы к реструктуризации международной системы, которая после окончания Холодной войны все больше стремится к полицентричности. По мнению эксперта, одним из таких центров может стать Россия.
В своем выступлении Бару объяснил позицию Индии по российской спецоперации на Украине. По его словам, правительство и партии Индии придерживаются точки зрения, согласно которой стратегические отношения с Россией должны быть продолжены. «Это не означает, что Индия открыто поддерживает Россию, но она считает, что отношения с Россией важны», – сказал эксперт.
Бару также обратил внимание, что последние 30 лет в кругах политической и научной элиты ведутся разговоры о реформе ООН, поскольку текущая структура этой организации не отражает реального баланса сил на планете, однако в реальности ничего не происходит. «Для Индии многополярность – это не просто вопрос баланса сил, но и вопрос многообразия цивилизаций. Индия – центр одной из мировых цивилизаций, поэтому Нью-Дели стремится стать постоянным членом Совета безопасности ООН», – пояснил эксперт. Россия регулярно поддерживает эту позицию, напомнил он.
Позицию Китая оценил научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Зуенко. По его словам, Китай на данный момент пытается сохранить нейтралитет и не присоединяется к антироссийской политике. «Стратегическая дилемма для Китая в украинском кризисе происходит на фоне противостояния с США, которое отсчитывается с 2018 г. с торговой войны. Запад своим активны давлением, не только экономическим, но и информационным не оставил Китаю пространства для маневра», – пояснил эксперт.
Альтернатива западной модели
В ходе дискуссии эксперты также обсудили перспективы полицентричного мироустройства. Сотрудник Объединенного военно-научного общества Индии Санджая Бару отметил, что глобализация стала эффективным оружием, которое реализуется через финансовые и торговые санкции. В Нью-Дели озабочены санкционным подходом США и Европы, поскольку это «сигнал к тому, что эти инструменты могут быть использованы и против остальных стран», подчеркнул он.
Индийский политолог выразил мнение, что финансовое и торговое давление стран Запада может актуализировать интерес к БРИКС. По его словам, эта организация за 15 лет продемонстрировала спад в своей активности, но в текущих условиях может стать альтернативой существующей мировой системе.
Бару напомнил, что в результате финансового кризиса 2008-2009 гг. была создана G20, которая стала универсальной диалоговой площадкой, объединившей страны G7 и БРИКС. «Государства G7 постоянно выдвигают санкции, и все страны боятся стать жертвой этих санкций. Считаю, что нужно добиться консенсуса по правилам торговли, энергетики и финансов», – сказал Бару, добавив, что ограничения, которые вводятся против России из-за Украины, ударят по нескольким развивающимся странам. «Считаю, что у БРИКС появились новые возможности», – резюмировал политолог.
В свою очередь, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Зуенко отметил, что развитию БРИКС препятствуют внутренние противоречия стран-участниц. Однако альтернативным центром силы может стать Шанхайская организация сотрудничества. «Давайте не забывать что Индия и Китай – члены ШОС. В рамках этой организации их взаимодействие может стать сильнее в ближайшие годы», – сказал он.
Перспективы урегулирования индийско-китайских противоречий
Существующие между Китаем и Индией противоречия, которые могут помешать бескризисному становлению полицентричности в Азии, удостоились отдельных оценок. Как отметил сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Зуенко, в китайских экспертных кругах бытует мнение, что между Пекином и Нью-Дели достигнуто стратегическое взаимопонимание. Он также добавил, что нейтральная позиция Нью-Дели в украинском кризисе стала результатом вывода войск США из Афганистана, что поставило Индию в сложное стратегическое положение.
В свою очередь, сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов подчеркнул, что индийско-китайские противоречия следует делить на тактические и стратегические. Тактические сводятся к вопросу о границе, а стратегические – к недовольству Индии «вторжением Китая в свою сферу влияния». «Концепция Нью-Дели сводится к тому, что формула должна звучать так «многополярный мир – многополярная Азия». С индийской точки зрения Китай реализует принцип «многополярный мир – однополярная Азия», – пояснил он.
«Ни те, ни другие противоречия не являются для Индии и Китая экзистенциальными. Мы можем представить ситуацию, при которой Нью-Дели и Пекин разделят свои сферы влияния. Индии достанется регион Индийского океана, а Китаю – западное побережье Тихого океана. Условно по Малаккскому проливу», – предположил Куприянов.
По словам эксперта ИМЭМО, также можно представить ситуацию, при которой Китай и Индия будут настолько заинтересованы в улучшении отношений, что они по примеру Сиккима договорятся о линии госграницы по зоне фактического контроля. Это значит, что Китай может признать за Индией Аруначал-Прадеш, а Индия признает за Китам Аксайчин. На этом стороны могли бы закончить конфликт, считает Куприянов.
«Проблема в том, что на данный момент ни Индия, ни Китай не заинтересованы в том, чтобы эти проблемы закончить. Ни для Индии, ни для Китая эта задача не настолько важна, чтобы пойти на уступки. Сейчас ситуация устраивает и Пекин и Нью-Дели, поскольку не несет им какой-либо серьезной угрозы», – пояснил сотрудник ИМЭМО.
Рост влияния Азии
В ходе дискуссии эксперты также обсудили роль стран Востока в будущей системе мировой политики и хозяйства и место России в ней. По словам сотрудника Института международных исследований МГИМО Ивана Зуенко, поворот Москвы на Восток не означает концентрации на Китае. «Это как минимум пять центров в этом регионе: Япония, Корейский полуостров, Индия, Юго-Восточная Африка. Это достаточно равноправные центры. От этой концепции никто не отказывался и вряд ли откажется в ближайшей перспективе», – заявил он.
В свою очередь, сотрудник Объединенного военно-научного общества Индии Санджая Бару напомнил, что Россия – важный торговой партнер для стран региона.
«Индию отговаривают от использования угля. Но если не будет угля, то нужен атом и газ. А где мы их возьмем? Россия – важный источник этих энергоносителей», – подчеркнул Бару, добавив, что отказ от сотрудничества с Москвой навредит экономике Индии.
Бару также прокомментировал уменьшение импорта российского вооружения в Индию, доля которого за последние годы сократилась с 69% до 50%. «Индия диверсифицировала импорт вооружений, но неправильно это оценивать как сокращение импорта из России. Ранее мы не могли закупить оборудование у западных стран, в частности у США, поэтому мы во многом зависели от закупок из России... Любой стратег скажет, что диверсификация любых закупок важна, поскольку нельзя зависеть от одного поставщика», – сказал эксперт. Он добавил, что сейчас Индия импортирует из России оборонные технологии и ракеты С-400, а также оборудование для флота.
В свою очередь, сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Алексей Куприянов обратил внимание, что существовавшая до сих пор финансовая глобализация была выгодна странам Запада, поскольку там находился финансовый центр. При такой системе развивающиеся страны были площадками для производства отдельных услуг и ресурсов, тогда как западный мир занимался производством интеллектуального продукта, «высасывая» ресурсы из Востока.
«Сейчас мы видим, что эта мировая структура сломалась. Она изначально носила неравноправный характер. Запад находился в историческом преимуществе и сейчас условные Восток и Юг требуют большей честности для создания новой структуры», – сказал Куприянов.
Эксперт также спрогнозировал, что новыми финансовыми центрами притяжения станут Китай, и, возможно, Индия. «Мы увидим переход к расчетам в национальных валютах. Нам понадобится универсальное платежное средство, но вряд ли это будет национальное платежное средство. Мы видим, что превратить в оружие такое средство очень легко», – сказал он. «Мы увидим сложную структуру, которая совместит в себе воссоздающиеся связи глобального Востока и глобального Юга и одновременно распадающуюся структуру глобализации с центром в США», – резюмировал он.
Евразия.Эксперт. 26.04.2022