Торговля России с союзниками по ЕАЭС растет

Кирилл Соков

В ходе Петербургского экономического форума прозвучала сенсационная информация о том, что объем торговли России со странами ЕАЭС в рублях по итогам прошлого года вырос на 18%. Это означает, что, несмотря на общий спад внутрисоюзной торговли в долларовом выражении, происходит оздоровление экономических связей, которое может дать свои результаты в скором будущем.

Данные о росте «рублевой» торговли России со странами Евразийского экономического союза озвучил первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. В прошлом году объем торговли РФ с ЕАЭС составил 45,6 млрд. долл. Это больше суммарного внешнеторгового оборота со странами Африки, Латинской Америки, арабскими государствами Персидского залива и странами АСЕАН, вместе взятых, что, по его словам, «подчеркивает и качество, и объемы нашего торгово-экономического сотрудничества». Конечно, перечисленные государства к числу ключевых внешнеэкономических партнеров России не относятся. Но растущее значение ЕАЭС для российской экономики эти данные отражают как нельзя лучше.

Рост значения ЕАЭС в структуре внешней торговли России наметился в условиях крайне неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти, газа и металлов. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот РФ сократился сразу на треть и составил 530,4 млрд. долл., что стало самым низким показателем за последние пять лет. При этом импорт снижался быстрее экспорта, что было вызвано падением курса рубля и снижением покупательной способности населения. Если падение экспорта по итогам 2015 г. составило 31,1% (345,9 млрд. долл.), то импорта – 36,7% (184,5 млрд. долл.). Во многом такая ситуация была связана с тем, что привлекательность российских товаров из-за девальвации рубля заметно возросла.

В долларовом эквиваленте картина торговли России со странами СНГ за прошлый год выглядит не слишком впечатляюще. Как и в предыдущем году, на долю Содружества приходилось 12% всей внешней торговли РФ, а остальных стран мира – 88%. Причем падение «долларовых» объемов внешней торговли по обеим группам стран было примерно одинаковым и составляло около 30%. Поскольку экономики стран СНГ сильно зависят от России, они не замедлили ощутить на себе эффект охватившего ее экономического кризиса. Кроме того, негативное влияние на них оказало падение мировых цен на нефтегазовые ресурсы, черные и цветные металлы. Средняя Азия, все более вовлекаемая в экономическую орбиту Китая, столкнулась с падением спроса на свою продукцию с его стороны, что еще более усилило негативный эффект.

Кризис затронул и экономики ключевых партнеров России по ЕАЭС – Белоруссии и Казахстана. Российский экспорт в Белоруссию в прошлом году сократился на 24%, а импорт белорусских товаров – на 30%. В долларовом выражении сократились объемы поставок в Белоруссию нефтегазовых ресурсов, металлов и продукции химической промышленности, а также импорт продукции белорусского машиностроения, металлургии и текстильных изделий.

Но есть и позитивные тенденции. В результате введенного Россией в отношении Украины продуктового эмбарго существенно возросли в физическом эквиваленте поставки белорусского продовольствия, включая мясо, молоко, овощи и фрукты. Казахстан, имеющий схожую с РФ структуру экономики, испытывает аналогичные российским проблемы. В прошлом году экспорт из России в эту республику в долларах упал на 24%, а импортные поставки из Казахстана в РФ снизились на 35%.

На общем фоне выделяется Таджикистан, который в Евразийский экономический союз пока не входит. Торговля России с ним в прошлом году выросла почти в полтора раза (на 39,9%) за счет поставок сельскохозяйственной продукции и электроэнергии. Но столь высокие темпы роста торговли связаны с ее небольшим объемом, который по итогам прошлого год составил всего 52,2 млн. долл.

Отчасти увеличение рублевого товарооборота РФ со странами ЕАЭС связано с девальвацией российской валюты и ростом цен. Но при этом наблюдается и рост удельного веса союза во внешней торговли России, который, по данным А. Лихачева, увеличился в прошлом году с 7% почти до 9%. Произошло это потому, что рубль во время кризиса оказался более привлекательной валютой для внутрисоюзных расчетов, чем доллар, который многим компаниям стал не по карману. Кроме того, объем торговли между государствами ЕАЭС в прошлом году сокращался гораздо медленнее, чем торговли с третьими странами. Если внешняя торговля союза по итогам 2015 г. сократилась на 33,6%, то внутренняя – на 25%. То есть темпы сжатия торговых связей между государствами Евразийского союза оказались в 1,3 раза ниже, чем с внешним миром. А это означает, что, несмотря на все проблемы, ЕАЭС в ходе кризиса продемонстрировал свою устойчивость.

Позитивной тенденцией в торговле с третьими странами стало опережающее сокращение импорта по сравнению с экспортом. Если объем импорта государств ЕАЭС по итогам прошлого года упал на 35,3%, то экспорта – на 32,7%. Благодаря этому удалось обеспечить общий профицит внешней торговли в размере 168,7 млрд. долл., что позволило достичь сбалансированности государственных бюджетов.

В начале этого года спад внутрисоюзной торговли продолжился, но его темпы по сравнению с 2015 г. существенно замедлились. Если по итогам прошлого года объем торговли внутри ЕАЭС снизился в долларовом эквиваленте на 25%, то в первом квартале 2016 г. – на 16%. При этом внутрисоюзная торговля «новых» стран ЕАЭС, недавно ставших участниками объединения, росла, а «интеграционной тройки» – по-прежнему сокращалась. Так, объем торговли Армении со странами союза за первый квартал увеличился более чем вдвое, а Киргизии – на 23%. Сокращение взаимной торговли Белоруссии за этот же период составило 8,9%, России – 18,8%, а Казахстана – 20,3%. Тот факт, что наиболее глубокий спад демонстрируют две крупнейшие экономики ЕАЭС, основными статьями экспорта которых являются нефтегазовые ресурсы и металлы, говорит о том, что они по-прежнему находятся под негативным воздействием ценовой конъюнктуры на мировых рынках. При этом осторожные тенденции стабилизации, наметившиеся в экономике РФ на протяжении второго квартала, позволяют надеяться, что по итогам года спад окажется гораздо меньше.

Большая часть внешней торговли союза по-прежнему приходится на Россию, которая в прошлом году обеспечила 83,5% внешнеторгового оборота ЕАЭС. За ней с большим отрывом следуют Казахстан (10,4%), Белоруссия (4,9%), а также Армения (0,6%) и Киргизия (0,6%), доля которых на общем фоне пока невелика. В структуре общесоюзного экспорта преобладают минеральные продукты (65,6%), большую часть которых составляют нефтегазовые ресурсы, а также продукция металлургической (9,7%) и химической (6,5%) промышленности. Кроме того, 4,4% общесоюзного экспорта составляет продукция сельского хозяйства, и 3,2% – машиностроительной промышленности. В импортных поставках доминируют машины и оборудование (42,9%), продукция химической промышленности (18,2%), а также продовольствие и сельскохозяйственное сырье (14,1%). Несмотря на то, что закупки Россией на внешних рынках продуктов питания в последние два года заметно снизились, товарная структура импорта в целом остается для ЕАЭС неблагоприятной.

Особенностью Евразийского экономического союза является то, что внутрисоюзная торговля для России является менее значимой, чем для всех остальных участников объединения. Если общее для ЕАЭС соотношение торговли с третьими странами и внутри союза выглядит как 86,5 и 13,5%, то для Казахстана оно составляет 79,2 и 20,8%, Армении – 73,7 и 26,3%, Киргизии – 55,7 и 44,3%, Белоруссии – 50,5 и 49,5%, а России – 91,9 и 8,1%.

Из этого следует два вывода. Во-первых, «становым хребтом» объединения, как когда-то и в СССР, является Россия, без которой его функционирование попросту невозможно. А во-вторых, другим союзным государствам Евразийский союз необходим в гораздо большей степени, чем России. О ненужности или же бесполезности Евразийского союза для РФ эти данные отнюдь не говорят. Напротив, его доля в российской внешней торговле растет и со временем будет только увеличиваться. Но соотношение экономических интересов эти сведения отражают как нельзя лучше.

Рост «рублевой» торговли России со странами ЕАЭС свидетельствует, что ее зависимость от доллара является негативным фактором, препятствующим дальнейшему развитию союза. И прежде чем рассматривать вопрос введения единой валюты, участникам объединения следовало бы задуматься о расширении расчетов в рублях. Такой шаг стал бы значимым стимулом для увеличения объемов торговли, нисколько не угрожая при этом государственному суверенитету стран ЕАЭС. Болезненный же для многих из них переход на общую валюту можно отложить до лучших времен.

ritmeurasia.org

Читайте также: