Лукашенко набрал миротворческий вес
Антон Ходасевич
Александр Лукашенко не скрывает удовлетворения от того, что удалось добиться придания ОДКБ новой функции – подавления протестов. Эксперты видят в этом как плюсы для белорусского руководителя, повысившего свой политический вес среди стран СНГ, так и минусы.
Александр Лукашенко убежден, что нынешние события в Казахстане и происходившее в Белоруссии в 2020 году – звенья одной цепи. По его мнению, в обоих случаях это была «очередная попытка внешнего вмешательства во внутренние дела независимых государств». Ее конечная цель – «дестабилизировать обстановку по периметру России» и «ослабить главного союзника Белоруссии». Только вмешательство ОДКБ не позволило ситуации развиваться «по самому негативному сценарию» и не дало «разгореться очередной цветной революции». Об этом он заявил, выступая перед участниками миротворческой миссии, вернувшимися из Казахстана.
Причем вмешательство это в кратчайшие сроки (в течение часа), по мнению главы Белоруссии, разработал лично он в сотрудничестве с президентом России. «Наши общие усилия не только охладили пыл террористов и экстремистов, управляемых извне, но и показали всему миру тесные союзнические связи и потенциал дееспособности ОДКБ», – констатировал Лукашенко.
«Угрозы, с которыми столкнулся Казахстан, являются общими для большинства государств на постсоветском пространстве», – убежден Лукашенко. Он высказал удовлетворение в связи с тем, что наконец-то появился «эффективный механизм борьбы с так называемыми цветными революциями» и заверил, что страны – участницы ОДКБ «готовы сделать все», «чтобы выжить в этом безумном бесчинствующем мире».
Заявления о том, что некие «они» извне подбираются к России, но Белоруссия уверенно и твердо стоит на их пути, – не новые в риторике Лукашенко. Однако сейчас руководитель Белоруссии уже не один противостоит этому внешнему агрессору, а вместе со странами – участницами ОДКБ.
По мнению экспертов, события в Казахстане, и в частности ввод туда войск ОДКБ, усилили политический вес Лукашенко – он добился для ОДКБ той роли, которая виделась ему ранее, но которую не поддерживала Россия. «Именно Лукашенко был давним инициатором того, чтобы ОДКБ стала фактором подавления народных протестов во всех странах-участницах, поэтому в определенной мере произошедшее сработало на повышение его политического веса. Во всяком случае, на постсоветском пространстве», – прокомментировал «НГ» заявления белорусского руководителя политолог Валерий Карбалевич.
Эксперт напоминает, что ранее, на предыдущем саммите ЕАЭС, Александр Лукашенко, ссылаясь на свои источники, рассказывал, что Запад пытался перетянуть на свою сторону союзников Минска из стран СНГ с тем, чтобы они подключились к давлению на Белоруссию. «Теперь после всех этих событий это, наверное, уже нереально и действительно произошло определенное преодоление международной изоляции. Тем более что Лукашенко гордится, что именно по его инициативе была реализована идея операции (миротворческой. – «НГ») в Казахстане. Возможно, это действительно так», – считает эксперт.
При этом Валерий Карбалевич обращает внимание и на те риски для Лукашенко, которые таит в себе новый статус ОДКБ. «Что бы там ни говорилось о внешних силах, по факту вмешательство ОДКБ в ситуацию в Казахстане привело к победе одного клана над другим, и это очень символично», – сказал Карбалевич «НГ».
«Да, в случае с Казахстаном войска ОДКБ вошли по просьбе президента, но ведь потом можно ввести войска куда-то и не по просьбе президента, а, например, народа, или как когда-то Советский Союз вводил войска в Чехословакию в 1968 году «по просьбе здоровых сил в Коммунистической партии». Здоровые силы всегда можно найти», – высказывает опасения собеседник «НГ». «Это очень рискованная игра для всех постсоветских союзников России», – считает эксперт. «Я бы на месте Лукашенко не очень-то радовался, потому что, когда возникнет конфликт, тут могут быть разные варианты», – резюмировал Валерий Карбалевич.
При обсуждении операции ОДКБ в Казахстане некоторые эксперты говорили о китайском факторе. По их мнению, Пекин мог потребовать скорейшего завершения миссии. По мнению Валерия Карбалевича, этот фактор в данном случае переоценивается. «Для Китая важна стабильность на всем Шелковом пути их товаров в Европу, и не важно, каким путем она достигнута. К тому же победа народного протеста в Казахстане была бы не очень хорошим примером не только для России, но и для Китая как авторитарного государства», – аргументирует свою точку зрения эксперт. Что касается двусторонних белорусско-китайских отношений, то «это вообще другой кейс», констатировал Валерий Карбалевич. С ситуацией вокруг Казахстана, по мнению эксперта, он не связан. От Белоруссии Китай также хотел бы стабильности на границах и нормализации отношений с ЕС, поскольку без этого главный китайский проект в Белоруссии – индустриальный парк «Великий камень» – вообще теряет свое значение. «Смысл существования парка «Великий камень» состоит в том, чтобы можно было продавать производимую там продукцию в Европу, а для этого нужны хорошие с ней отношения, чтобы не было никаких санкций, и максимально льготные условия», – считает Валерий Карбалевич. То, что это невозможно, это уже другой вопрос, констатировал эксперт.
Независимая газета. 16.01.2022