Минск грозит ответными санкциями и призывает к диалогу

Антон Ходасевич


Пятый пакет санкций в отношении Белоруссии оказался более весомым, чем анонсировалось. К нему присоединились США, Канада и Великобритания, и каждый предложил свой перечень предприятий. Минск ответил угрозами, заявлениями, что справится, и намеками на желание помириться.

Пятый пакет санкций анонсировал ЕС. Он должен был стать ответом на миграционный кризис на границе с Белоруссией, где несколько тысяч мигрантов кочуют не один месяц в надежде прорваться в Европу. И попасть под санкции должны были лица и компании, причастные к ситуации на границе. Однако санкции оказались масштабнее. Во-первых, они не только европейские – к ним присоединились США, Канада и Великобритания, и каждая из стран сформировала свой список.

Во-вторых, под санкции попали не только те, кто имел отношение к ситуации на границе, но и значимые для экономики промышленные предприятия, приносящие доходы бюджету и отметившиеся репрессиями в отношении рабочих. Также в санкционном списке судьи, выносившие политически мотивированные приговоры, и силовики, участвовавшие в репрессиях. Всего под санкции попали 22 предприятия и более 30 человек.

Появление американского, британского и канадского списков стало сюрпризом для белорусских властей. Разные официальные лица по-разному прореагировали на новые пакеты. Официальные заявления зачастую противоречили друг другу. Александр Лукашенко, проводя совещание с правительством, сообщил, что в стране создан антикризисный штаб, который уже как минимум полгода готовился к введению санкций. Хотя еще буквально пару дней назад в интервью Дмитрию Киселеву он говорил о том, что санкции – «это мизер» и он даже не поручает считать ожидаемый размер ущерба от них, потому что «дороже будет посчитать».

По окончании совещания у Лукашенко, когда уже были известны масштабы нового санкционного списка, премьер-министр Роман Головченко заявил, что Белоруссия будет принимать жесткие ответные меры. «Мы подготовили и в ближайшие дни введем пакет ответных мер реагирования экономического характера на те ограничительные действия, которые приняты в отношении наших стран. Список будет достаточно большой. Это уже будут не асимметричные и не формальные, а экономические меры в ответ на то, какому давлению подвергаемся мы», – предупредил он.

Тему санкций в субботнем эфире госканала продолжил заместитель главы администрации президента, курирующий экономические вопросы, Дмитрий Крутой. Он оценил санкции как «единственную серьезную угрозу экономической безопасности» Белоруссии, но при этом заявил, что у правительства есть «мобилизационный план», реализация которого поможет избежать «глобальных» проблем.

Суммы возможных потерь от введения санкций, которые он назвал, действительно не впечатляют – порядка 250–300 млн долл. Заместить эти потери Белоруссия намерена переориентацией на другие рынки, в частности Китай, Россию и страны Африки. «Основные страны Африки – это Египет и Зимбабве, куда есть уже конкретные контракты по поставке нашей техники. Это трактора, грузовики, продукция сельхозмашиностроения», – рассказал Дмитрий Крутой. Еще два источника покрытия убытков – это низкая цена на российский газ и экономия на его закупках в связи с запуском атомной станции. «В следующем году с учетом того, что наш первый блок атомной станции будет работать на полную мощность, прогнозируется экономия природного газа в объеме 1,8 млрд куб. м. Это, если переводить в деньги, примерно 200–250 млн долл. По сути, только экономия на газе в следующем году перекроет весь отрицательный эффект по санкционным позициям в торговле с Европейским союзом», – уверен чиновник.

Напомним, что ранее эксперты ЕАБР в своем макроэкономическом прогнозе на 2022 год также утверждали, что Белоруссия способна справиться с санкциями. Главным фактором для этого эксперты называли помощь России.

Результаты подсчетов, озвученные Дмитрием Крутым, вызывают некоторые сомнения. Сложно понять, как они сделаны, поскольку, например, если под санкции попадает белорусская нефть, которая вся идет в Европу, то только одна эта позиция тянет на более чем 300 млн долл., если исходить из данных статистики на 2020 год. Еще на 190 млн Белоруссия продает в Европу калийных удобрений и более чем на миллиард долларов нефтепродуктов. Более чем на 700 млн долл. белорусских нефтепродуктов покупает Великобритания.

То, что масштабы санкций оказались более впечатляющими, чем ожидалось, дал понять глава МИД Белоруссии. По его словам, санкции оказались неожиданностью даже для стран, которые их ввели. На прошлой неделе глава МИДа Владимир Макей побывал в Стокгольме, где принял участие в заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Там у него состоялись встречи «на полях заседания» с коллегами из тех стран, которые вводят санкции. «Когда я говорил, что вы же сегодня собираетесь ввести санкции, они были удивлены. Говорят, что «мы еще пока не обсуждали на нашем уровне, на уровне министров иностранных дел, окончательное введение санкций», – рассказал Макей.

С кем именно ему удалось встретиться из западных коллег, глава МИД Белоруссии не сообщил, «потому что коллеги попросили, чтобы они оставались, скажем, конфиденциальными». «Здравомыслящие коллеги» согласились с тем, что надо искать пути коммуникации для выхода из ситуации, озвучил Макей мечту официального Минска. Более того, он артикулировал ее прямолинейнее. «Беларусь рискует потерять государственность, если санкционное давление будет продолжаться. Хотя мы сделаем все, чтобы такого не случилось. А Европейский союз навсегда потеряет Беларусь. И я думаю, что это абсолютно не в интересах Европы», – сказал он. Это высказывание Макея только подтверждает тезис о том, что все ранее сделанные официальным Минском угрозы – признать Крым, начать войну и т.п. – на самом деле предупреждение Европе, считает аналитик Петр Кузнецов.

Независимая газета. 05.12.2021

Читайте также: