Туркменистан отгораживается бетонной стеной от Афганистана

Виктория Панфилова


Власти Туркменистана готовятся отгородиться от Афганистана бетонной стеной и сеточными заборами. Ашхабад опасается наплыва беженцев, в основном афганских туркмен, живущих в приграничье. Причин несколько: Туркменистан хочет развивать отношения с запрещенным в РФ движением «Талибан» ради реализации энергетических проектов; в связи с катастрофической эпидемиологической ситуацией. Также учитывается рекомендация президента РФ Владимира Путина странам Центральной Азии воздержаться от приема беженцев, хотя ЕС обещает хорошо платить, лишь бы афганцы не отправились в Европу.

В Ашхабаде утверждают, что ситуация на рубежах под контролем – граница охраняется в усиленном режиме при помощи беспилотников. Туркменские власти давно занимаются укреплением границы, обучением военнослужащих (см. «НГ» от 11.02.20).

Поэтому причин обращаться за помощью по этим вопросам нет.

Однако при всем этом сложная ситуация вынудила Ашхабад задуматься над возведением инженерных сооружений на границе с Афганистаном. По сообщению портала «Хроники Туркменистана» (ХТ), рассматриваются несколько проектов о возведении сеточных заборов до глухих бетонных стен. Протяженность границы почти 800 км, и строительство подобных сооружений потребует серьезных средств и времени. Нынешнюю границу – два ряда столбов, обвитых колючей проволокой, перейти не составляет особого труда. Этим часто пользовались этнические туркмены, живущие в Афганистане. Однако их всегда выдворяли обратно. Наиболее слабыми участками границы считаются Серхетабадский район (Кушка) в Марыйской области и таможенный пост Акина-Андхой в 30 км от города Керки. Эти два участка используются беженцами и боевиками радикальных группировок для переправки оружия из Афганистана.

В конце августа семья этнических туркмен из 11 человек сделала подкоп под ограждениями в зоне ответственности Керкинского погранотряда и благополучно перешла на туркменскую сторону. Беглецы были задержаны. Поскольку Туркменистан не предоставляет убежища, то им было предложено перебраться в Таджикистан.

Таким образом, действия туркменских властей можно считать ответом на предложение президента Европейского совета Шарля Мишеля принять афганцев, бегущих из свой страны, и получить свою долю из 600 млн долл., которые ЕС обещает тем странам, которые приютят беженцев.

Собственно, президент Гурбангулы Бердымухамедов и до того отказывался принимать людей с той стороны границы, сославшись на пандемию: «В нынешних непростых эпидемиологических условиях необходимо здраво принимать решения о приеме беженцев и наряду с другими аспектами гуманитарной проблематики в первую очередь следует серьезно оценивать риски масштабного распространения смертоносной коронавирусной инфекции».

Вопрос помощи афганским беженцам также обсуждался в ходе онлайн-форума внешнеполитических и миграционных ведомств Туркменистана, Австрии и Таджикистана. Туркменская сторона вновь не высказала четкой позиции по этому вопросу. Было объявлено лишь, что «Ашхабад призывает международных партнеров к поиску взаимоприемлемых путей оказания гуманитарной помощи афганскому народу».

При этом власти по прежнему утверждают, что в самом Туркменистане эпидемии нет, хотя ни для кого не секрет, что больницы переполнены, больных с пневмонией госпитализируют только в случае положительного теста и результатов КТ с поражением легких от 50%. Остальные лечатся дома.

C 1 сентября учеба в школах началась только для учеников с 1 по 6 классы. Для старшеклассников продлили каникулы предположительно до 1 октября. Отменены занятия в вузах. В Ашхабаде закрыты крупные торговые центры. А жителям регионов, работающим в столице, запретили въезд в нее до особого распоряжения. Их отправили в оплачиваемые или неоплачиваемые отпуска. МВФ выделил Туркменистану 325 млн долл. на борьбу с пандемией COVID-19.

Однако истинная причина нежелания принимать беженцев лежит в иной плоскости. Власти Туркменистана опасаются, что этнические туркмены, живущие в Афганистане, заявят права на свои земли, которые их предки покинули в советское время. Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев подтвердил это «НГ»: «Именно на них находятся крупнейшие газовые месторождения, например «Галкыныш» в Марыйском велаяте. Настораживает то, что малоизвестные американские фонды обещали исследователям гранты для работы с архивами. Ученым предлагалось найти сведения о досоветских собственниках территорий среди туркменских родов, находящихся в эмиграции. Возможно, мы имеем дело с попыткой обеспечить дестабилизацию в Туркменистане некой документально-правовой базой и использовать все это для давления на Ашхабад».

Очевидно, именно этим объясняется желание властей Туркменистана надежно отгородиться от Афганистана и не допустить никакого проникновения с той стороны. Что будет построено на границе – бетонная стена или легкая проволочная ограда, решать будет как всегда президент Бердымухамедов. Граница, впрочем, укрепляется не только инженерными сооружениями. По сообщению ХТ, к рубежам перебрасываются спецподразделения МВД и МНБ (Министерства национальной безопасности). Объявляется дополнительный призыв студентов и мобилизация резервистов до 30 лет. Впрочем, власти держат в уме энергетические проекты, охватывающие Афганистан. Их реализация сулит серьезный доход.

Независимая газета. 06.09.2021

Читайте также: