Афганскому конфликту очертили границы

Марина Коваленко, Павел Тарасенко, Кирилл Кривошеев


Эскалация ситуации в Афганистане вынудила его соседей готовиться к практически неизбежным последствиям как военного, так и гуманитарного характера. Власти Таджикистана провели крупнейшие в своей истории военные сборы, а затем объявили о готовности принять до 100 тыс. беженцев. На следующей неделе учения неподалеку от границы с Афганистаном проведут военные Узбекистана и РФ. Талибы, контролирующие уже около 200 районов Афганистана из 398, утверждают, что никакой угрозы для сопредельных государств не представляют. В МИД РФ в пятницу вновь подчеркнули, что обещаниям талибов можно верить. Но на всякий случай выразили «твердую надежду», что никому в Афганистане не придет в голову проявлять агрессию в отношении дружественных Москве государств Центральной Азии.

Сводки из Афганистана с каждым днем становятся все тревожнее. Так, телеканал Tolo News со ссылкой на МВД сообщил о сотне убитых мирных жителей в районе Спин-Болдак (провинция Кандагар), который ранее был взят под контроль «Талибаном» (запрещенная в РФ организация). А гуманитарную ситуацию в республике уже можно охарактеризовать словом «катастрофа». По данным того же Tolo News, за последние четыре месяца вынужденно покинули свои дома более 36 тыс. афганских семей.

Глава ЦРУ Уильям Бернс, выступая в четверг в эфире радио NPR, признал: «Талибан» «добивается значительных военных успехов» и вообще силен как никогда с 2001 года.

В пятницу эту тему в интервью MSNBC продолжил глава Госдепартамента США Энтони Блинкен. «У нас есть серьезные опасения относительно действий талибов, которые указывают на то, что они могут попытаться силой захватить власть в стране»,— высказал он вполне очевидную мысль. После чего предупредил: насильственный захват власти грозит тем, что Афганистан «станет государством-изгоем».

Власти США пока продолжают оказывать поддержку правительственным силам Афганистана. Так, на этой неделе американские ВВС нанесли удары по позициям боевиков в провинциях Кандагар и Гильменд и тем самым вызвали гнев со стороны руководства «Талибана», которое в пятницу вечером назвало произошедшее «варварским нападением» и пообещало жесткий ответ.

Между тем от планов окончательного вывода своих войск американцы отказываться не собираются. Напомним, что в решительное наступление «Талибан» перешел в июне — именно тогда, когда стало понятно, что силы международной коалиции во главе с США все же покидают Афганистан. В пятницу со ссылкой на замглавы политического офиса «Талибана» Мавлави Абдула Салама Ханафи было объявлено: талибы за последние два месяца взяли под свой контроль около 200 районов из 398, что, по словам талиба, «свидетельствует о широкой поддержке движения народом». Кроме того, «Талибан» заявляет, что контролирует около 90% границы Афганистана — целиком с Таджикистаном и большую часть с Узбекистаном. В Минобороны Афганистана эти сведения в разговоре с агентством AFP назвали «лживой пропагандой», впрочем, не приведя никаких альтернативных цифр.

Стремительное развитие событий не может не беспокоить сопредельные с Афганистаном страны.

Особенно озабочены ситуацией в Душанбе. В четверг в Таджикистане прошла масштабная проверка боевой готовности вооруженных сил, правоохранительных органов и личного состава мобилизационных резервов под названием «Марз-2021» («Граница-2021»). Речь шла о 230 тыс. военных, свыше 1 тыс. единиц бронетехники, почти 500 артиллерийских и минометных орудиях. На сборы прибыл и президент страны Эмомали Рахмон, подчеркнув: «в связи с нестабильной ситуацией в регионе» нужно быть готовым защищать мир и стабильность, а главная задача — «обеспечение надежной охраны государственной границы». В тот же день господин Рахмон провел уже второй за месяц телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным, обсудив развитие ситуации в Афганистане.

А в пятницу было объявлено, что Душанбе вовсю готовится и к ликвидации последствий гуманитарного кризиса. Как рассказал зампред комитета по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Имомали Иброхимзода, республика готова принять до 100 тыс. беженцев из Афганистана. По его словам, в стране уже завершается строительство двух специальных складов для хранения палаток, постельных принадлежностей, средств гигиены, посуды — всего, что может понадобиться беженцам.

Менее критичными для себя угрозы, исходящие от Афганистана, видят в Ташкенте. Накануне спецпредставитель узбекского президента по Афганистану Исматулла Иргашев выступил с успокаивающим заявлением. Он сообщил, что власти страны наладили тесные контакты со всеми политическими силами Афганистана, включая «Талибан». И добавил: талибы «борются только за свободу своей страны и не будут нарушать границы соседних стран, в том числе Узбекистана».

Несмотря на разные оценки ситуации, Душанбе, Ташкент и Москва решили послать талибам дополнительные сигналы о том, что границы переходить не стоит — как в прямом, так и в переносном смысле.

С 30 июля по 10 августа в узбекской Сурхандарьинской области (граничит на юге с Афганистаном) пройдут учения РФ и Узбекистана. В них примут участие около 1,5 тыс. военных. А 5 августа начнутся учения России, Узбекистана и Таджикистана в Хатлонской области Таджикистана.

Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов в беседе с “Ъ” выразил мнение, что учения необходимы в первую очередь «для успокоения жителей» региона. По его словам, эти страхи нагнетаются в том числе российским телевидением, которое в Центральной Азии активно смотрят. «Кроме того, это нужно для улучшения имиджа России, бывшей имперской метрополии, как гаранта безопасности утраченных ею пространств. Еще одна причина — стремление России усилить свое военно-политическое влияние в регионе в целом»,— добавил эксперт.

Совсем не исключая дальнейшего обострения, международные игроки тем не менее не отказываются от ставки на мирные методы завершения конфликта. Так, Энтони Блинкен в пятницу заверил: «Мы активно используем дипломатические пути взаимодействия, потому что у этого конфликта не может быть военного решения, и мы прилагаем усилия для того, чтобы положить ему конец». А глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в рамках вебинара «Внешняя политика России: успехи, вызовы, задачи и перспективы», сказал: Москва продолжает использовать все возможности, чтобы «завязать» диалог талибов с Кабулом, в частности сотрудничает с США и КНР в рамках «тройки», а также использует «московский формат» (РФ, Афганистан, Китай, Пакистан, Иран, Индия).

В отсутствие межафганского диалога власти РФ в первую очередь винят Кабул.

«Надо не пытаться как можно дольше сохранить нынешнюю неопределенность, а в Кабуле есть силы, которые в этом заинтересованы, поскольку это позволяет им оставаться у власти. Надо думать не о себе, а о своей стране»,— подчеркнул господин Лавров. Талибов же глава российской дипломатии назвал «вменяемыми людьми» — в частности, из-за их заявлений об отсутствии «планов создавать проблемы» для центральноазиатских соседей, а также обещаний бороться с «Исламским государством» (террористическая организация, запрещенная в РФ).

Впрочем, Сергей Лавров дал понять, что негативного развития событий полностью исключать все же нельзя. «Наша позиция с центральноазиатскими соседями заключается в том, что все обязательства в рамках ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.— “Ъ”) полностью остаются в силе. Конечно, мы очень твердо надеемся, что никому в голову не придет испытывать на прочность договор и пытаться начинать агрессивные действия против кого-то из его членов»,— заочно предупредил Сергей Лавров представителей не враждебной (судя по многочисленным заявлениям) сейчас российским властям, но все еще запрещенной в РФ организации «Талибан». Избавлять талибов от этого ярлыка, как дал понять в пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, российские власти пока не собираются. На всякий случай.

Коммерсантъ. 24.07.2021

Читайте также: