Лукашенко грозит ввести военное положение
Антон Ходасевич
Совет ЕС принял ранее обещанные секторальные санкции в отношении Белоруссии. Реагируя на это решение, Александр Лукашенко распорядился не допустить падения экономики и при необходимости ввести военное положение. Экономические эксперты не видят возможности избежать экономических потерь, политические аналитики прогнозируют дальнейшее усиление репрессий.
«Никакого проседания ни на одном предприятии быть не должно», – заявил Александр Лукашенко в четверг, реагируя на доклад главы Гродненской области Владимира Караника, в котором он обещал, что предприятия региона «компенсируют» проседание экономики из-за санкций. «Пускай Караев (Юрий Караев, экс-министр внутренних дел, а сейчас помощник президента по Гродненской области. – «НГ») надевает генеральскую форму, вам тоже звание присвоено генерал-майора, и вперед.
Военное положение, если нужно, но никакого не должно быть проседания», – заключил Александр Лукашенко. «Мы этим мерзавцам по ту сторону границы должны показать, что их санкции – это их бессилие. Вот что мы должны показать. И мы это сделаем», – заверил он.
Напомним, что речь идет о секторальных экономических санкциях, которые накануне в среду согласовали послы стран ЕС, а в четверг уже одобрил Совет ЕС. На момент подготовки материала был опубликован только пресс-релиз, официальная публикация ожидается в ближайшее время. Как следует из пресс-релиза, компаниям ЕС запрещено поставлять в Белоруссию оборудование, предназначенное для мониторинга или перехвата интернета и телефонной связи и товаров двойного назначения для использования в военных целях. Вводятся «дополнительные торговые ограничения в отношении нефтепродуктов, калийных удобрений и товаров для производства табачных изделий», будет ограничен доступ госучреждений к европейским рынкам капитала, запрещено страхование и перестрахование белорусского правительства и белорусских государственных органов и агентств. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в госсекторе, а компаниям – инвестиционное сотрудничество с госбанками (Беларусьбанк, Белинвестбанк, Белагропромбанк). Кроме того, некоторые СМИ сообщают, что под санкции попадает не только сама торговля калием, но и транзит этого удобрения через территорию ЕС.
Экономические эксперты утверждают, что санкции будут весьма болезненными для белорусской экономики, хотя сказать точно, во что это обойдется, можно будет только после опубликования самих решений. Согласно данным Белстата, калийные удобрения составляют 8,2% в общем объеме экспорта товаров. В 2020 году Белоруссия продала их за рубеж на 2,4 млрд долл. Однако европейский рынок не является основным для этой продукции. В прошлом году продажи туда составили лишь 192 млн долл., а это лишь 0,7% в экспорте товаров. Основные покупатели – Бразилия, Китай, Индия. На их долю приходится около 50% всех закупок. Поэтому болезненными для белорусского режима в данном случае будут санкции не в отношении самого калия, а в отношении его транзита, который идет через литовский порт Клайпеда. В случае запрета транзита потери понесет и литовская сторона, но там подсчитали, что они могут составить всего лишь 0,9% ВВП, и сказали, что смогут это компенсировать с помощью белорусских программистов, которые сейчас массово переезжают в соседнюю страну.
Зато страны ЕС являются основными покупателями белорусской нефти и нефтепродуктов. Из 3,7 млрд долл. экспортной выручки прошлого года 1,1 млрд долл. (30,5%) пришли из стран ЕС. Это 3,9% всего экспорта товаров. Основные покупатели – Великобритания, Нидерланды и Германия. Они закупают около 40% всей продукции нефтяного сектора. К сожалению, оценить масштабы потерь от санкций в отношении нефтяного сектора не представляется возможным, так как Белстат не публикует статистику по этому сектору начиная с 2016 года. Тем не менее имеющиеся данные позволяют говорить о том, что санкции будут ощутимыми.
Удивление местной общественности вызвало заявление Александра Лукашенко о введении военного положения для противодействия санкциям. Эксперты склоняются к тому, что это заявление не стоит понимать буквально. По мнению политолога Павла Усова, «введение военного положения в условиях санкций может означать подготовку режима к ухудшению социально-экономической ситуации в стране», когда будет актуален тезис «все для «фронта». «Среди эффектов санкций и внутренних чрезвычайных мер могут быть: дефицит, сокращение зарплат, введение трудодней на производстве и продовольственных карточек (ваучеров на товары), выплаты в виде натуральных продуктов», – пишет эксперт в своем Telegram-канале.
Политолог Валерий Карбалевич также считает, что речь не идет о введении реального военного положения в стране. «Я думаю, что это образное выражение, просто риторика. Лукашенко постоянно использует военную терминологию. Думаю, что в данном случае имеется в виду, что государственные чиновники должны работать по законам военного времени», – сказал он в комментарии «НГ». «Это способ дополнительной мобилизации государственного аппарата: нейтрализовать эти санкции за счет усиления дисциплины, наведения порядка, усиления административного давления, чтобы не позволить предприятиям работать хуже», – считает эксперт.
Указание мобилизоваться говорит и о том, что санкции не подвигнут Лукашенко к переговорам и деэскалации, полагают аналитики. «Я не думаю, что власти пойдут на какие-то переговоры. Скорее, наоборот, ситуация будет обостряться. Рассчитывать, что Лукашенко под воздействием санкций пойдет на какую-то либерализацию, прекращение репрессий не стоит. В ближайшее время стоит ожидать дальнейшей эскалации как внутри страны, так и вне ее», – считает Валерий Карбалевич.
***
За развитием ситуации наблюдали и авторы российских Telegram-каналов. «Адекват» отмечает, что побочный эффект «фундаментальных санкций» против Белоруссии на поверхности: Лукашенко все сильнее начинает зависеть от Кремля. «Это сильная карта, сильнее всех, что у нас были по теме в обозримом прошлом, и очень хочется надеяться, что она будет активно разыграна», - пишут авторы канала.
Независимая газета. 24.06.2021