Союзники по ОДКБ сверили часы в Ереване

Саркис Мартиросян

Столица Армении – страны, председательствующей в Организации Договора о коллективной безопасности, 14 октября принимала саммит глав государств, входящих в этот военно-политический блок. Оговоримся сразу, что Казахстан представлял премьер-министр Бакытжан Сагинтаев: как сообщили официальные источники в Астане, президент Нурсултан Назарбаев находится на лечении в связи с «простудным заболеванием». Одновременно с отменой поездки в Ереван президент Казахстана по причине проблем со здоровьем отложил также свой визит в Баку. Некоторые экспертные круги в Ереване посчитали, что болезнь президента РК может быть политической, проистекающей от нежелания участвовать в обсуждении темы, болезненной для И. Алиева, относительно путей решения нагорно-карабахской проблемы. Во всяком случае, открывая саммит, президент Армении от имени коллег пожелал главе Казахстана скорейшего выздоровления.

Саммит проходил на фоне исключительно сложной и острой международной обстановки, когда, по мнению генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, глобальные системы безопасности оказались разрушенными по причине отсутствия между крупными игроками нормального диалога. Отношения между странами НАТО и Россией, в частности из-за ситуации вокруг Сирии и Украины, крайне обострились. В ходе проведённого накануне саммита круглого стола «Роль ОДКБ в евразийской безопасности», Н. Бордюжа заявил: «По большому счету, на сегодняшний день разрушены глобальные системы безопасности. Между ведущими мировыми игроками приостановлены любые контакты и сотрудничество в таких сферах, как борьба с терроризмом, нелегальным оборотом наркотиков и прочими вызовами и угрозами». По его словам, в мире наблюдаются парадоксальные ситуации, когда, к примеру, какое-либо государство призывает к борьбе с терроризмом, но в то же время поставляет оружие террористическим группировкам.

Продолжительность главного заседания, собственно Совета коллективной безопасности, в который входят главы государств ОДКБ, составила чуть более трёх часов. Но это не помешало принять более 20 документов, среди которых обратим внимание на следующие:

- заявление, отражающее подходы организации к международным вызовам и угрозам. Главы государств подтвердили, что ОДКБ является важнейшим инструментом, «способствующим поддержанию мира, стабильности и обеспечения безопасности, независимости и суверенитета ее государств-членов»;

- договоренность о формировании единого списка организаций, признанных террористическими;

- стратегию, определяющую приоритеты деятельности организации до 2025 года. В своем выступлении президент Серж Саргсян сказал, что разработка этого документа длились более пяти лет, а его принятие продемонстрировало новое качество координации в ОДКБ. Глава армянского государства заявил: «Государства-члены вновь подтвердили свою решимость выстроить отношения с членами мирового сообщества на основах равенства и неделимости безопасности, воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой, в решении возникающих проблем отдавать приоритет политико-дипломатическим методам»;

- заявление «О влиянии односторонних действий по развертыванию глобальной системы противоракетной обороны на международную безопасность и стабильность»;

- заявление об обеспечении безопасности государственных границ в зоне ответственности ОДКБ;

- решение о создании центра кризисного реагирования ОДКБ, задачами которого определены информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение решений ОДКБ, а также обеспечение обмена информацией в режиме реального времени.

В Армении с нетерпением ждали совместного заявления Совета коллективной безопасности по нагорно- карабахскому конфликту, тем более что информация по этому вопросу поначалу была противоречивой. В частности, накануне саммита помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что Москва не испытывает большого оптимизма по поводу урегулирования карабахского конфликта, но в ближайшее время продолжит работу с Ереваном и Баку. Он упомянул о возможном принятии отдельного заявления по нагорно-карабахскому конфликту. Заявление, действительно, было принято. Партнеры Армении по ОДКБ выразили поддержку договоренностям, достигнутым на организованных в текущем году в Вене и в Санкт-Петербурге саммитах по нагорно-карабахской проблеме и направленным на недопущение эскалации ситуации в зоне конфликта, стабилизацию обстановки и создание условий для продвижения мирного процесса.

Председательствующий на заседании С. Саргсян сообщил: «На сессии подтверждена необходимость исключительно мирного решения нагорно-карабахской проблемы, выражена поддержка усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права, положений Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, в частности, касающихся неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народа на самоопределение».

В связи с нагорно-карабахским конфликтом глава МИД РФ Сергей Лавров, отметил, что Турция может оказать положительное воздействие на урегулирование конфликта. Такое заявление (возможно, отражающее некоторое потепление российско-турецких отношений) он сделал после совместного заседания глав Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств – членов ОДКБ, которое состоялось накануне заседания СКО ОДКБ. В ответ последовало достаточно жёсткое заявление МИД Армении о том, что официальный Ереван, как и прежде, считает, что Анкару необходимо держать от карабахского урегулирования как можно дальше.

Ничего удивительного в этом заявлении нет, так как Турция, являясь членом Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, т.е. формально входя в число международных посредников, с 1993 года держит закрытой сухопутную границу с Арменией. Кроме того, во время известной апрельской эскалации Турция, наряду с Украиной, оказалась страной, которая открыто поддержала использование силы против непризнанной НКР. Если ко всему этому добавить, что у Армении и Турции нет дипломатических отношений, то столь жесткая реакция армянской стороны на заявление главы МИД РФ удивлять не должна. Данный эпизод свидетельствует о том, что между союзниками в рамках ОДКБ нет абсолютно единого мнения по ряду вопросов, однако есть атмосфера здоровой дискуссии, в ходе которой каждая сторона имеет возможность защищать свою точку зрения.

Согласно первоначальной повестке дня, на саммите должен был быть избран новый генеральный секретарь ОДКБ, причем он должен был представлять Армению – страну, которая слагает с себя председательство в блоке к концу текущего года. Напомним, что согласно договоренности, представитель Армении должен был занять этот пост еще год назад, но тогда было принято решение о том, что срок пребывания на посту нынешнего генсека Н. Бордюжи будет продлен на один год. Согласно официальным источникам, Армения внесла свою кандидатуру для рассмотрения. Официально фамилия кандидата на этот пост не объявлялась, в то же время один из источников, считающийся близким к официальным кругам в Ереване, сообщил о том, что это Юрий Хачатуров. Он имеет воинское звание генерал-полковника, в течение минувших 8 лет занимал пост начальника Генерального штаба ВС Армении, имеет опыт участия в боевых действиях, в том числе в рядах ограниченного контингента ВС СССР в Афганистане. В конце сентября с.г. Ю. Хачатуров был назначен на пост секретаря Совета национальной безопасности Армении. Назывались и другие кандидаты, среди которых экс-министры обороны генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян (1999-2000 гг.) и генерал-полковник Сейран Оганян (2008-2016 гг.).

По итогам саммита было объявлено, что вопрос о назначении генерального секретаря ОДКБ снят с повестки дня и будет рассмотрен на заседании в Санкт-Петербурге в конце года. Возможно, какую-то из стран-участниц не устраивает кандидатура Ю. Хачатурова, но, скорее всего, решение было отложено, исходя из сложной международной обстановки, при которой любые кадровые перемены могут внести элементы дезорганизации. Решение отложить назначение нового генерального секретаря ОДКБ было воспринято в официальных кругах Армении спокойно, хотя вопрос почти наверняка будет муссироваться в местной прессе.

С 1 января будущего года председательство в ОДКБ перейдет к Беларуси. На совместном заседании глав Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств – членов ОДКБ глава МИД этой страны Владимир Макей проинформировал о приоритетах председательствования своей страны в организации. Основное внимание будет акцентировано на координации общих усилий государств-членов на международных площадках, укреплении потенциала кризисного реагирования и развитии миротворческого компонента Организации, совершенствовании информационных аспектов борьбы с терроризмом.

В свою очередь, президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что приоритеты председательствования его страны в ОДКБ необходимо дополнительно проработать. «Материалы, подготовленные по приоритетам нашего председательства, несколько не тянут на тот уровень обсуждения, на который мы вышли в узком кругу», – отметил он. «Мы много слышали, – заявил белорусский лидер в свойственной ему наступательной манере, – что те, другие, НАТО нас не уважают, не признают… Если мы будем их просить, то и не признают. Надо действовать таким образом, чтобы заставить их признать нас и уважать. Мы подтянем военных специалистов, специалистов из России, из других государств и сформулируем хорошие приоритеты, чтобы нас уважали и признавали».

Председательство в уставных органах Организации Договора о коллективной безопасности Армения передала Белоруссии

ОДКБ работает в сложной ситуации нарастающих вызовов и угроз, что, безусловно, предполагает более тесную координацию между партнерами, максимально искренний и доверительный диалог.

_______________________

Фото – http://www.president.am/ru/press-release/item/2016/10/14/

Ритм Евразии. 16.10.2016

Читайте также: