Через океан возможностей: РФ готова к переговорам о свободной торговле с Латинской Америкой
Максим Базанов
Планы Евразийского экономического союза распространяются далеко за пределы региона. Одно из самых перспективных направлений сегодня — Латинская Америка. Россия как член ЕАЭС готова обсуждать создание зоны свободной торговли с крупнейшим объединением этого региона — МЕРКОСУР, выяснили «Известия». Амбициозный проект может не только улучшить условия продвижения российских товаров на огромный латиноамериканский рынок, но и снизить цены на импортные товары для жителей всех стран ЕАЭС. Однако эксперты предупреждают и о серьезных логистических барьерах и давлении со стороны США на страны региона. О том, когда и на каких условиях удастся наладить межокеанское деловое сотрудничество, — в материале «Известий».
С какими странами РФ готова к переговорам о ЗСТ
Россия не раз демонстрировала заинтересованность в расширении свободной торговли по линии ЕАЭС, причем не только со странами региона. Для пятерки государств — участников объединения — а помимо РФ в союз входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия — перспективы сотрудничества есть, например, в Латинской Америке. Еще в конце 2010-х годов такие обсуждения велись с властями Перу. В 2015-м в Лиме министр ЕЭК Татьяна Валовая и представители правительства латиноамериканского государства подписали Меморандум о взаимопонимании. А в 2024 году вице-премьер Алексей Оверчук после встречи с тогдашним перуанским премьером Густаво Андреансеном Олайей не стал исключать возможность начала диалога о создании ЗСТ.
РФ оценивает возможные перспективы переговоров и с крупнейшим экономическим блоком региона — МЕРКОСУР, заявил «Известиям» Алексей Оверчук. Сейчас в это объединение входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай и Уругвай.
— С одной стороны, нужно проанализировать, насколько это будет взаимовыгодно. С другой, есть определенный переговорный ресурс, который сегодня направлен на другие страны, — сказал он. — Но мы всегда открыты к такому диалогу и, конечно, заинтересованы в том, чтобы расширять возможности для экономик ЕАЭС.
Реализовать такой масштабный проект непросто. Одна из главных проблем на пути к созданию ЗСТ с МЕРКОСУР — логистика, считают эксперты. Прежде всего нужно понимать, что страны находятся на большом расстоянии друг от друга, из-за чего растут расходы на перевозки. Возить товары через европейские порты в Атлантике будут мешать санкции, отметил в разговоре с «Известиями» профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец. Но есть и другой вариант: воспользоваться тихоокеанскими маршрутами.
Однако и здесь могут возникнуть издержки: везти грузы до Владивостока, а затем на судах через Тихий океан значительно дороже, чем отправлять их через порты Балтики, Черного моря или в Мурманске. Кроме того, логистические мощности Дальнего Востока довольно сильно загружены из-за переориентации экономики РФ в последние годы.
— Далее нужно будет проходить либо через Панамский канал, либо через Магелланов пролив, что тоже подразумевает определенные препятствия, — продолжил Виктор Хейфец.
Панамский канал после того, как оттуда ушел Китай, по сути, контролируется США, напомнил ведущий научный сотрудник ИЛА РАН Андрей Пятаков.
С другой стороны, у Китая, например, есть мегапорт Чанкай в Перу. Пекин намерен соединить его с будущей железнодорожной магистралью, которая пройдет от тихоокеанского до атлантического побережья Южной Америки. Это часть глобального проекта «Новый Шелковый путь», который может стать альтернативой Панамскому каналу. Учитывая уровень отношений Москвы и Пекина, это в перспективе открывает дополнительные возможности и для РФ.
Соединенные Штаты с учетом их новой стратегии будут оказать давление на страны Латинской Америки, чтобы противодействовать конкуренции для американских товаров в регионе. С другой стороны, латиноамериканские страны вряд ли захотят попадать в полную зависимость от сотрудничества только с американцами. А свободная торговля с ЕАЭС как раз позволит им снизить уровень такой зависимости.
В 2018 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и МЕРКОСУР уже подписали меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам. Дальнейшие перспективы можно обсудить на больших международных площадках. Например, в рамках БРИКС, где соседствуют Бразилия и Россия — крупнейшие экономики в своих регионах (РФ — по паритету покупательной способности).
Более того, у МЕРКОСУР уже есть опыт масштабного соглашения с аналогичным экономическим блоком. 17 января в Парагвае страны Латинской Америки подписали договор о создании ЗСТ с Евросоюзом. В 2024-м, по данным Евростата, взаимный товарооборот между ними составлял более €110 млрд, а после подписания соглашения может увеличиться почти на €60 млрд. При этом наличие этого документа вряд ли помешает будущему взаимодействию МЕРКОСУР с ЕАЭС. Как, например, недавняя сделка о ЗСТ между ЕС и Индией не влияет на аналогичные переговоры Нью-Дели с ЕАЭС, подчеркнули «Известиям» в Минэкономразвития.
Как соглашения о ЗСТ повлияют на экономику России
Как известно, зона свободной торговли позволяет снизить торговые пошлины на пути движения товаров между государствами. Страны заинтересованы в расширении своих возможностей получать доходы за счет доступа к новым экспортным рынкам. Благодаря снижению пошлин и других нетарифных барьеров создается благоприятная атмосфера для производителей и других бизнес-партнеров, работающих в этой экономической зоне.
По разным оценкам, объем взаимной торговли между ЕАЭС и МЕРКОСУР сейчас составляет около $14 млрд. Россия занимает уже четвертое место среди крупнейших импортеров объединения, уступая пока Китаю, США и ЕС.
Страны Латинской Америки (прежде всего Бразилия) в основном поставляют в Россию кофе и продукты из сои, говядины и мяса птицы, а получают удобрения для сельского хозяйства, дизельное топливо и черные металлы. Перспективными направлениями могли бы стать так называемые товары с добавленной стоимостью — то есть не сырье. Эксперты не сомневаются, что создание ЗСТ приведет к ощутимому прорыву на этом направлении.
— В случае заключения такое соглашение поможет диверсификации двусторонних межрегиональных экономических связей. Даже его инициация будет означать серьезный сдвиг в отношениях между Россией и Латинской Америкой, так как МЕРКОСУР — крупнейший торговый актор в регионе, — говорит «Известиям» Андрей Пятаков.
Благодаря снижению издержек латиноамериканский бизнес может уменьшить цены на товары, например на ту же говядину или кофе, что стало бы позитивным моментом для потребителя в странах ЕАЭС.
Немаловажно, что у России накоплен определенный опыт в создании и развитии ЗСТ. На сегодня ЕАЭС подписал подобные соглашения с Вьетнамом, Ираном, Сербией, ОАЭ, Монголией и Индонезией. С последними тремя странами договоры удалось подписать за один лишь 2025 год, что говорит о серьезной заинтересованности РФ в этом направлении. Сейчас ведется работа по ратификации этих соглашений.
Есть и определенные промежуточные результаты. Например, в результате либерализации торгового режима с Индонезией торговая ставка к товарам ЕАЭС снизилась в пять раз — с 10 до 2%, а в ближайшие 3–5 лет товарооборот может увеличиться вдвое, сообщал министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев.
Создание ЗСТ с новыми странами остается приоритетным направлением в международной политике, отмечал ранее президент РФ Владимир Путин. И хотя официальных публичных заявлений лидеров МЕРКОСУР о намерении начать переговоры с ЕАЭС пока не было, не исключено, что укрепление связей между странами объединений рано или поздно сыграет свою роль. Например, недавно российская делегация во главе с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным совершила визит в Бразилию. Не исключено, что в перспективе отношения Москвы с этим государством удастся вывести на новый уровень.
Известия. 16.02.2026

