Ваш на наш: Пакистан хочет расширить бартер с Россией
Анастасия Костина
Пакистан хочет расширить бартерную торговлю с Россией на все отрасли, заявили «Известиям» в посольстве страны в Москве. Сейчас этот механизм затрагивает только продукты питания. Ранее Москва и Исламабад успешно запустили обмен агропродукцией: РФ поставляет нут и чечевицу в обмен на мандарины и рис. Бартер возможен даже при поставках энергоресурсов. Хотя, по информации «Известий», это пока маловероятно. Ситуацию осложняют американские санкции против энергетических компаний РФ. Кроме того, нужно модернизировать пакистанские НПЗ, которые не слишком приспособлены к обработке тяжелой нефти.
Россия и Пакистан развивают бартер
В ближайшее время Россия и Пакистан могут расширить торговое сотрудничество. В частности, разнообразить поставки по бартеру. По крайней мере, в этом заинтересован Исламабад, узнали «Известия».
— Пакистан намерен продолжать бартерную торговлю всеми товарами, а не только продуктами питания, — заявили «Известиям» в посольстве этой страны в Москве.
В Пакистане уже действует нормативный акт, облегчающий бартерную торговлю. Кроме того, правительство сняло ограничения на экспортируемые товары для содействия бартерной торговле как между предприятиями, так и между правительствами. Расширить ее можно было бы за счет поставок российских энергоресурсов. В целом такую возможность допускала и сама пакистанская сторона. «Однозначно, энергоресурсы могли бы стать товаром в бартерной торговле между Россией и Пакистаном. Это касается и крупных российских компаний, например «Лукойла», — говорил ранее министр приватизации, инвестиций и коммуникаций страны Абдул Алим Хан.
Однако сейчас такой расклад маловероятен, сказали «Известиям» информированные источники. Ситуация усложнилась в связи с недавними американскими санкциями. Да и в целом необходимость в бартерной торговле появилась из-за опасений со стороны Пакистана подпасть под вторичные санкции, а также из-за отсутствия надежных рабочих механизмов для проведения платежей. О трудностях при транзакциях говорили и в минторге Пакистана.
— Если говорить про энергоресурсы, то проблема даже не в платежах или в том, что им нечего предоставить в обмен на энергоресурсы, а в том, что пакистанцы не умеют перерабатывать российскую нефть на своих НПЗ. Они строились для обработки ближневосточной нефти, в частности, из Ирана и стран Персидского залива, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Глеб Макаревич.
НПЗ страны изначально настроены на переработку более легких (низкосернистых) сортов, тогда как российская нефть довольно тяжелая.
Пока что налажена бартерная торговля в сфере продовольствия. Год назад Россия и Пакистан заключили первые в их современной истории бартерные соглашения. Меморандум о взаимопонимании был подписан на первом пакистано-российском торгово-инвестиционном форуме 1 октября 2024-го. В нем участвовали далеко не последние пакистанские компании из различных отраслей: помимо продовольствия, это фармацевтика, сельское хозяйство, текстильная промышленность, логистика и туризм. Совокупный объем их экспорта в разные страны оценили в $500 млн. Российский бизнес на форуме представляли более 100 компаний из Москвы и других регионов. Очно принимали участие и представители российского госсектора из Минпромторга, Минсельхоза, Минэка, Роспотребнадзора, а также банковской отрасли. В итоге стороны договорились о бартере нута, риса, мандаринов, картофеля и чечевицы.
— Помимо продуктов питания, Пакистан может предложить для бартерной торговли кожаные изделия, фармацевтическую продукцию, хирургические инструменты, текстиль и спорттовары, например футбольные мячи. В энергетическом секторе Пакистану необходимы сжиженный нефтяной газ и сырая нефть при условии модернизации НПЗ, — рассказал «Известиям» директор по исследованиям Исламабадского института политических исследований (IPRI) Рашид Вали Джанджуа.
При этом помимо санкционных ограничений есть и другие сложности. Они связаны с необходимостью регистрации покупателей и продавцов, а затем получения разрешений от торговых палат и правительства, отметил эксперт.
Перспективы отношений России и Пакистана
России и Пакистану важно развивать торговлю в национальных валютах. Это еще один способ обезопасить по возможности торговлю от различных экономических потрясений, включая огромное количество санкций, и уйти от излишней дедолларизации. Доля рубля, пакистанской рупии, а также валют дружественных стран в структуре расчетов России и Пакистана составляет уже около 80% — это лишь подтверждает то, что значение доллара и евро в двусторонней торговле устойчиво падает.
О том, что эти инструменты действительно работают, говорит и объем двусторонней торговли, который продолжает расти. В 2023 год товарооборот между Россией и Пакистаном достиг $1,1 млрд, хотя всего два года назад он составлял $697 млн. Это, конечно, довольно скромные показатели с учетом населения двух стран — в РФ проживают более 140 млн человек, а в Пакистане — более 240 млн. Но это как минимум означает большой потенциал. Рост произошел в основном за счет возросших закупок российского топлива. Пакистан больше импортировал сырую нефть из РФ по сниженным ценам, что ознаменовало, по сути, отказ от традиционной зависимости от поставщиков с Ближнего Востока.
По словам посла РФ в республике Альберта Хорева, стороны продолжают работать над крупными экономическими инициативами, включая реконструкцию Карачинского металлургического завода в провинции Синд. Все это будет обсуждаться на заседании российско-пакистанской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству — оно пройдет в Исламабаде уже на следующей неделе.
Но торгово–экономические отношения — далеко не единственная точка соприкосновения Москвы и Исламабада. Стороны расширили сотрудничество в борьбе с терроризмом и в гуманитарной сфере. Россия и Пакистан координируют свои действия и на международных площадках, например в ШОС. Лидеры двух стран регулярно проводят двусторонние встречи во время саммитов организации. После переговоров в Астане в 2024 году Владимир Путин и Шахбаз Шариф договорились расширить сотрудничество в торговле, энергетике и сельском хозяйстве. Так и произошло. А спустя год, уже в Пекине, Путин пригласил пакистанского лидера посетить Россию. Шариф в РФ не был уже давно, а потому, приняв предложение российского президента, отметил, что хотел бы предаться «воспоминаниям юных дней».
— В каждом российско-пакистанском диалоге присутствует устойчивая формула: между Россией и Пакистаном, к сожалению, нет стратегических отношений, но есть дружеские. И наша цель заключается в том, чтобы искать какую-то основу для этих стратегических отношений, — уточнил Глеб Макаревич.
Импульс для резкого развития российско-пакистанских отношений могли бы дать инвестиции для перестройки нефтеперерабатывающих предприятий в республике, причем необязательно российские, считает эксперт. После этого можно будет уже выстраивать тесные торгово-энергетические связи с Россией. Пока же обе стороны пытаются нащупать новые возможности для кооперации.
Известия. 20.11.2025

