За что боролись: в ЕС закрываются крупнейшие фабрики и заводы

Ксения Логинова


Крупные заводы и фабрики в ЕС закрываются рекордными с 2009 года темпами: с января по август прекратили работу 72 предприятия, без работы остались 18 тыс. человек. Даже во время пандемии коронавируса закрылось меньше производств. Нынешний антирекорд — третий в истории ЕС за последнее время. Эксперты уверены: рынки Евросоюза недосчитываются денег из-за средств, которые уходят на поддержку Киева, а также из-за отказа от энергоресурсов из РФ. Подробности — в материале «Известий».

Никогда не было, и вот опять

Количество закрывающихся крупных предприятий в странах Евросоюза в первые восемь месяцев 2025 года достигло максимума с разгара глобального финансового кризиса в 2009 году. Об этом свидетельствуют данные на сайте Европейского мониторинга реструктуризаций. О планах прекратить свою работу объявили 72 крупных промышленных предприятия. Для сравнения: в 2009 году за аналогичный период закрылась 81 промышленная компания, а в разгар пандемии коронавируса — всего 49.

Наибольший удар пришелся по Испании, там прекратили работу 17% предприятий. Серьезно пострадали и другие европейские экономики: во Франции закрылись 14% компаний, в Германии и Чехии — по 11%.

В результате 18 тыс. сотрудников из сферы промышленности остались без работы. Для сравнения: в разгар пандемии работы лишились 18,7 тыс. человек, а во время глобального финансового кризиса 2009-го — 27,3 тыс. человек.

Невыгодная сделка из США

В прошлом году немецкие власти забили тревогу после того, как Министерство экономики и климата ФРГ опубликовало очередной годовой отчет об экономическом развитии страны. Как тогда писали немецкие СМИ, «столь неприглядной ситуации в экономике государства еще никогда не было». Происходящее местная пресса связывала с украинским конфликтом и активной помощью Берлина Киеву, а также с потерей дешевых российских энергоресурсов. Однако с тех пор ситуация не улучшилась.

В августе агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщило, что промышленное производство в ФРГ пережило самое большое падение за год и привело к кризису. Причиной этого стали торговые пошлины, введенные президентом США Дональдом Трампом.

«Объем производства в июне снизился на 1,9% по сравнению с предыдущим месяцем», — пояснило агентство.

Из-за этого многие промышленные компании пересматривают свои прогнозы в сторону дальнейшего падения, по крайней мере — до конца 2025 года.

В конце июля США и Евросоюз договорились о торговой сделке: поставляемые в США европейские товары будут облагаться пошлиной в 15%. Хотя эта ставка и ниже изначально обещанных американским лидером 30%, очевидно, что Трамп заключил соглашение на своих условиях. В Вашингтоне отметили, что тарифы в 10% сохраняются только для европейских алюминия и стали.

Брюссель в обмен на сокращение тарифа согласился на беспошлинный ввоз товаров из США и расширение инвестиций в Америку на дополнительные $600 млрд. Также в Евросоюзе уже пообещали нарастить закупки военной техники «на сотни миллиардов долларов».

По словам Дональда Трампа, совокупная стоимость поставок энергоносителей в Евросоюз составит порядка $750 млрд. Помимо этого, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала полностью заместить российские газ и нефть поставками американских СПГ и ядерного топлива.

Кризис начался давно

Профессор СПбГУ Наталья Еремина в разговоре с «Известиями» отмечает, что процесс снижения производства в Европейском союзе продолжается уже длительное время и имеет долгосрочные последствия.

— Начиная фактически с кризиса 2008−2009 годов эксперты стали фиксировать постепенное сокращение вложений в производство, а компании стали искать более дешевую рабочую силу. На социальных вопросах производители стали серьезно экономить, — пояснила политолог.

По ее словам, в целом государства ЕС стали постепенно сворачивать программу государственного благосостояния и сокращать социальные выплаты.

— Изменились даже трудовые условия. Потом финансовый кризис 2013−2014 годов тоже внес свои коррективы, лишь усугубив этот процесс. Затем случился ковидный период, когда очень многие предприятия просто не работали, — подчеркнула эксперт.

Специалист добавила, что это коснулось не только производства, но и сферы услуг.

— Но если она смогла отчасти восстановиться, то производство — уже нет. Его довольно давно закрывали или переносили в Азию, а окончательным приговором стали антироссийские санкции, — уверена аналитик.

По словам Ереминой, граждане стран ЕС почувствовали на себе сокращение выплат и в целом поддержки государства.

— К тому же это сопровождалось увеличением выплат беженцам. Очень сильное влияние, конечно, оказал запрет на использование российских углеводородов. При этом страны ЕС продолжают покупать российские углеводороды — только теперь делают это через посредников. Всё это увеличивает стоимость производства, — пояснила политолог.

Катастрофические последствия для Европы

Замдиректора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов в беседе с «Известиями» отметил, что процесс деиндустриализации в Европе не только не замедлился, а, наоборот, усиливается и набирает обороты.

— Попытки европейцев за счет ремилитаризации и наращивания объемов военного производства вдохнуть новую жизнь в промышленность пока не приводят к нужным результатам. Промышленное производство в ряде случаев действительно растет, акции в предприятиях ВПК растут, но это не дает нужного кумулятивного эффекта для экономики в целом, — пояснил он.

По словам политолога, рост военного производства носит точечный характер и не сказывается на общей картине.

— А общая картина — это продолжающаяся деиндустриализация Европы, и фундаментальная причина кризиса — потеря российских энергоносителей, — рассказал эксперт.

Специалист добавил, что Евросоюз по-прежнему намерен уменьшать импорт российских энергоносителей, а значит, ситуация может усугубиться.

— А это потеря конкурентоспособности европейского производства относительно стран мирового большинства, в первую очередь — Китая, а также других развивающихся незападных стран. Эта проблема лишь усугубляется, учитывая, что Европа размышляет над введением вторичных санкций и пошлин против Китая и Индии из-за импорта ими российской нефти, — сообщил аналитик.

Суслов уверен, что отказ от российских энергоносителей и обострение торговых отношений с ключевыми незападными странами, включая страны БРИКС, будет чревато катастрофическими последствиями для Европы. По его мнению, деиндустриализация уже привела к очень негативным социальным последствиям, и это будет только усиливаться.

— Очень важным было заявление Мерца и других лидеров ХДС/ХСС о том, что Европа больше не может себе позволить поддерживать социальное государство. Это и есть результат деиндустриализации. Естественно, европейское население не хочет отказываться от тех социальных благ, которые они получали на протяжении многих десятилетий, с 60-х годов ХХ века, — считает политолог.

Он уверен, что финалом станет смена европейских элит, а ныне действующие отправятся «на помойку истории».

— Отставка Франсуа Байру — одна из первых ласточек этого процесса. Я думаю, и Лекорню, и сам Макрон последуют за ним. Надеюсь, в дальнейшем новые европейские элиты начнут проводить менее самоубийственную политику и выберут конструктивные отношения со странами мирового большинства и, конечно, с Россией, включая возврат к сотрудничеству с РФ в области энергетики, — резюмировал специалист.

Известия. 11.09.2025

Читайте также:

Добавить комментарий