МЭФ-2025 Сессия «Заблуждения в экономике. Как развеять мифы и начать развиваться?»
В рамках Московского экономического форума (МЭФ) на площадке Цифрового делового пространства 2 апреля прошла тематическая сессия «Заблуждения в экономике. Как развеять мифы и начать развиваться?».
В роли модераторов дискуссии выступили председатель Форума, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин и председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. Участие в сессии приняли Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети «Теремок», Борис Марцинкевич, главный редактор аналитического журнала Геоэнергетика.info, Валентин Катасонов, председатель Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, Василий Колташов, директор Института нового общества, экономист.
Открывая обсуждение, Константин Бабкин отметил, что Московский экономический форум проходит не первый год, эксперты говорят о потенциале России и возможностях развития, но ни одного действующего чиновника на мероприятии не было. Россия живет в двух мирах — есть люди, которые верят в развитие России, занимаются им, строят планы, а есть те, у кого все уже слишком хорошо. Последние уже говорят о том, что речь о перегреве экономики, о том, что ее нужно охладить.
«Ни разу не говорил ни с действующим, ни с предыдущим министром экономического развития. Не было никакого совещания, не было никакой дискуссии, ни разу из этого министерства экономического развития не спросили, как лучше развивать, например, сельхозмашиностроение или строительное дорожное машиностроение?» — сказал Константин Бабкин.
Председатель Форума также напомнил о позиции Центробанка, который считает, что экономика перегрета, все мощности задействованы и дальше развиваться некуда. Однако производственники говорят, что на деле сегодня наблюдается спад загрузки мощностей, есть многократный запас. Также и сельское хозяйство можно развивать, кратно увеличивая объемы производства продовольствия. Не нужно тормозить развитие сельского хозяйства, вводя экспортные пошлины, забирая доходы у фермеров и сознательно запрещая им развитие.
Константин Бабкин также отметил странную налоговую политику, в рамках которой облагаются максимальными налогами те, кто трудится на промышленных предприятиях.
«Вот такой странный мир. Вроде бы, ходим все по одной земле, но смотрим на все по-разному. Там, где мы хотим, чтобы время бежало быстрее, хотим видеть прогресс, нам говорят, что нужно замедлять эти процессы. Там, где мы говорим, давайте придерживаться традиций, дорожить тем, что у нас есть, там это все хотят разрушить и деконструировать, высмеять и очернить прошлое», — сказал Константин Бабкин.
Модератор также предложил подумать о том, как подобную «раздвоенность» нашего общества преодолеть. Если это удастся, то Россию ждет динамическое развитие, которое никто не сможет остановить.
Основные мифы в экономике и финансов обозначил в своем выступлении Владимир Гамза. Для начала он указал, что сегодня мы слышим много радужных реляций по поводу того, что Россия занимает четвертое место по ВВП по ППС. Однако ниже РФ находятся Бразилия и Индонезии, темпы роста которых сильно выше, чем у РФ, — практически в два раза.
«По населению Бразилия в полтора раза больше нас, а Индонезия в два раза больше нас. Совершенно очевидно, что в ближайшее время они обойдут Японию и Германию, начнут наступать нам на пятки», — сказал экономист.
Также спикер отметил, что в период с 1990 по 2024 год рост экономик мира составили более 600%. Экономика РФ выросла на 412%. Россия развивалась медленнее в полтора раза, чем мир в целом. По словам Гамзы, это очень высокий уровень отставания. Радоваться пока мало, потому что до 40% ВВП созданы в оборонно-промышленном комплексе и сфере безопасности.
РФ сможет удержаться на четвертом месте по ВВП по ППС среди стран мира только в том случае, если будет развиваться темпами выше 3%. Если же россия будет расти на 3% в год, то к 2030 году она окажется уже на седьмом месте. Структура ВВП прошлого года говорит о том, что с мая 2024 года экономика уже начала остывать, многие реальные сектора экономики дали отрицательный результат.
Самая большая проблема — РФ не достигла инвестиций в основной капитал на уровне 20% ВВП. В то же время в мире давно выработано четкое понимание: если вы хотите развиваться темпами, равным общемировым, надо иметь инвестиций в основной капитал 25%, а для того, чтобы идти опережающими темпами, — 30%. В Китае инвестиции в основной капитал и вовсе находятся на отметке в 42% ВВП.
При этом на финансовом рынке существенную долю занимают банки. Рынок ценных бумаг вообще сжался до такой степени, что паевые инвестиционные фонды стали больше него.
«Национальные проекты предусматривают, что объем средств на них будет увеличиваться. <...> Но я хочу, чтобы все понимали, что половина национальных проектов не относятся к производительной сфере. Это означает производительной сфере, достанется лишь 5 триллионов рублей. А оценка промышленности сегодня говорит о том, что для того, чтобы сохранить то, что осталось от Советской России и выстроить новую промышленно-индустриальную мощь страны, нужно минимум 10 триллионов в год вкладывать только в промышленность», — сказал Гамза.
Экономист также затронул вопрос инфляции, отметив, что и при ее высоком показателе возможен рост. Так, в Турции она составлял 50% в 2023 году, при этом страна показала самый высокий в мире рост — 11%. Как уверен эксперт, не существует никакой жесткой зависимости инфляции и экономического роста. В России настолько увлеклись сырьевой экономикой, что не заметили, как в мире все очень сильно изменилось. По мнению Владимира Гамзы, есть несколько ключевых факторов экономического развития:
1) Природные ресурсы;
2) Инвестиции в основной капитал;
3) Инвестиции в человеческий капитал.
С XX века наметилась тенденция на увеличение роли качества человеческого капитала в экономическом развитии. Но в России сегодня инвестиции в человеческий капитал находятся на самом последнем месте. Более того, и по инвестициям в основной капитал страна также отстает.
Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров перешел от теории к практике и поделился кейсом из своей деятельности. На протяжении трех лет он занимается реформой налогообложения в отрасли общественного питания.
«Когда мы смотрим на общие выводы о том, как растет экономика, какая инфляция. Это все хорошо, но не дает рецептов. Не дает рецептов развития, что должно измениться в стране, в правительстве, в методике принятия решений, чтобы ситуация изменилась», — сказал бизнесмен.
Сегодня в РФ есть четыре финансовых ведомства: Министерство финансов. Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития и Федеральная налоговая служба.
В сфере общественного питания есть определенный дисбаланс. Когда предприятие начинает работу, оно работает на льготных режимах МСП. Но, дойдя до оборота в два миллиарда, переходит в режим основного налогообложения, налоговая нагрузка вырастает примерно в полтора раза. Те предприятия, которые уже перешли эту планку, правдами и неправдами решили эту проблему. Кто-то начал дробить бизнес, кто-то перестал развиваться, потому что не имеет прибыльность.
Те же, кто только дошел до этой планки в 2 миллиарда, а таких компаний сейчас около 20, стоят перед выбором: либо открывается вторая «серая» компания, распределяются учредители, они тогда остаются на этом режиме, либо она переходит рубеж в два миллиарда и становится убыточной.
С вопросом изменения налогового законодательства 3 года назад обратился к президенту напрямую на съезде «Деловой России».
«Президент горячо поддержал и дал поручение правительству. В правительстве была эта идея похоронена, но мы начали работать уже по министерствам. Мы пришли в Минпромторг. Предложили: давайте сгладим режим? Давайте. Министерство экономического развития — самый главный «толкач» развития в стране. Они тоже изучили, посмотрели модели ресторанов, тоже сказали: делаем. А потом министерство финансов говорит: ребята, а там же какие-то налоги выпадут, мы против», — рассказал бизнесмен.
Он подчеркнул, что в РФ сегодня реально не исправляются очевидные проколы в налоговой системе, исправление которых позволило бы развиваться активно.
Еще один пример подобной несогласованности действий — завод по переработке пластика, в котором Михаил Гончаров выступил со инвестором.
«Это очень мощный завод, порядка 12 миллиардов рублей инвестиций. Была мера поддержки — есть специальный фонд, который экологические инициативы поддерживает. Мы получили порядка 30% по льготной ставке. И когда ключевая ставка Центробанка увеличилась до 21, просто завод стал работать в убыток. Мы стали изучать возможность получения новых мер поддержки, льготных режимов, потому что этот завод он в принципе очень важен и нужен и области, и стране. Оказалось, что если ты уже одну меру поддержки получил, то все. На момент получения субсидии потолок ее был на 30%, а буквально через полгода закон изменили, теперь можно субсидированный кредит получать до 99%», — рассказал предприниматель.
Теперь проект работает в убыток и никого не интересует. И таких кейсов, по словам Гончарова, много. Они постоянно выносятся на обсуждение с министрами и вице-премьерами, но решаются очень медленно. И готового ответа, как ускорить процесс, нет. По мнению спикера, ситуация изменилась бы, если бы Министерство экономического развития имело приоритет перед Министерством финансов, могло на себя взять ответственность, выразить уверенность в том, что конкретный проект при конкретном режиме налогообложения или при поддержке принесет стране пользу и разовьет бизнес. А сейчас Минфин стоит впереди и все инициативы развития просто рубит.
Эти выводы подтвердил и Константин Бабкин. По его словам, ведущая роль Минфина над всей экономикой привела к тому, что в России самые высокие налоги. Построена такая экономическая модель, при которой в России никто не хочет заниматься производством — это нерентабельно производить автомобили, экскаваторы, самолеты, станки. Из-за этого некоторые отрасли ушли в небытие.
В свою очередь Валентин Катасонов напомнил, что в 1992 году впервые Международный валютный фонд оценил долю Российской Федерации в мировом ВВП по ППС. Тогда оценка была на уровне 4,85%. На сегодняшний день это около 3%. Прослеживается тенденция на снижение.«Мы не в состоянии изменить эту траекторию пикирующего бомбардировщика. По той простой причине, что мы являемся, будем так говорить, полуколоний. До сих пор, несмотря на все высокие заявления по поводу того, что мы двигаемся к суверенитету, на самом деле идет внешнее управление страной. И речь не идет, о каких-то там иноагентах. <...> Центральный банк имеет прямые связи с международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд и Банк международных расчетов. Да, оттуда идут команды, они их исполняют», — заявил эксперт.
Миф об экономике, который затронул Валентин Катасонов, — это заблуждение о естественных монополиях, о том, что они могут быть частными, а их тарифы отрегулирует рынок. По словам экономиста, при виде сочетания слов «монополия» и «рынок» у него возникает когнитивный диссонанс. Там, где есть монополия — нет рынка.
Кроме того, Катасонов обратил внимание, что в 90-х страна попала под влияние транснациональных банков и корпораций, сейчас же идет фактически санкционная война коллективного Запада против России, но все двери у нас открыты. И именно транснациональные корпорации продолжают диктовать правила.
Он отметил, что стране нужно реальные инвестиции, а не азартные игры на бирже. Нужно, чтобы деньги работали, чтобы каждый рубль, который, вброшен в экономику, создавать как минимум товарные массы не меньше одного рубля, а лучше полтора рубля.
Василий Колташов затронул фундаментальный вопрос, вопрос доктринального мифа. Есть мнение, что от либеральной свободной рыночной экономики не надо удаляться слишком далеко, потому что через некоторое время, когда закончится специальная военная операция, как говорят, мы вернется обратно к той экономической политике, каковая вызывала сильную критику на Московском экономическом форуме много лет.
На самом деле мир входит в новую экономическую эпоху. И у нее есть правила, понимание которых позволит понять, куда дальше двигаться. Так, по мнению эксперта, мы переходим к НЕОмеркантилистской политике. В США ее уже начал проводить Дональд Трамп, Россия также смещается в ее сторону.
«Вот, как работает неомеркантилизм. Это прежде всего развитие национального рынка, который находится на первом месте, и который не все хотят развивать. Это вмешательство в экономику и сильнейшее государственное регулирование экономических процессов. Государство регулирует рыночные процессы и создает своим деятельностным вмешательством экономический рост. И государство обеспечивает территориальное расширение рынка, это та задача, которая решается специальной военной операцией. Я думаю, что мы получим это расширение рынка», — заявил Колташов.
По мнению выступающего, Россия имеет собственные проблемы, отличные от американских. И государство в этой системе должно повышать свою управленческую эффективность и снижает издержки, создаваемые бюрократией.
Василий Колташов подчеркнул, что России нужно дешевое и рациональное государственное управление, отвечающее экономическим потребностям. К сожалению, за время господства неолиберальных идей произошло чрезмерное разрастание бюрократии и рост бюрократизма. Необходимо изменение в здравоохранении образовании. Промышленность нуждается в технически грамотных кадрах. Мы же при этом получаем постоянную подготовку квалифицированных потребителей.
Также необходимо освободить интеллектуальную собственность недружественных государств. Внутреннее право должно быть на практике выше внешнего права. Еще один необходимый параметр — патриотизм и гуманизм, воспитание человека как творца.«Квалифицированный потребитель — не патриот, не гуманист, не созидатель.И это серьезная проблема», — сказал Василий Колташов.
Борис Марцинкевич обратился к вопросу анализа эффективности экономики. Для примера он привел цифры роста отрасли машиностроения на 20%, озвученные на государственном уровне. Но в то же время расценки на оборудование для электростанций за последние три года выросли на 40%.
«В советской школе меня учили, что есть такое понятие, как совокупный общественный продукт. Все, что можно потрогать руками, плюс расходы на транспортировку. Этого показателя мы не видим. У нас растет некий ВВП.
Давайте увеличим расценки в парикмахерских в пять раз и у нас вырастет ВВП. Должны быть два параметра ВВП и СОП, тогда мы понимаем, что у нас в экономике происходит», — сказал спикер.
Также он обратил внимание на политику Центробанка, который говорит о необходимости охлаждения экономики. Из-за нее сдвинулись проекты модернизации на 44 электростанциях. Это не охлаждение, а заморозка, ведь Россия — это страна, где 70% энергетических ресурсов уходит на производство тепла.
Борис Марцинкевич уверен, что попытки копировать чужие рецепты в России — это безумие. Нет больше такой страны в мире, которая живет в 11 часовых поясах, в совершенно разных климатических условиях.
Мифы, которые мы постоянно слышим в СМИ, про рост ВВП, никто не понимает. Это просто число, за которым ничего не стоит. Дело как раз в том, как выглядит СОБ. Может быть, что в России она в штуках и тоннах, а в других развитых странах она исчисляется в килобайтах каких-то консалтинговых услуг и от этого у нас отличаются показатели по ВВП.
«Не зная совокупный общественный продукт, мы не понимаем самой России. Мы не понимаем, куда мы двигаемся, но мы строим новые и новые стратегии, которые никак не совмещены друг с другом. В советское время, конечно, была проблема межведомственных соглашений, но она и сейчас никуда не делась», — подчеркнул Борис Марцинкевич.
Спикер задался вопросом, почему мы считаем какие-то красивые слова исправят все и сделают жизнь лучше. Отлично, что есть Московский экономический форум, но он проходит раз в год и нет каких-то постоянных регулярных комиссий. Поэтому, по мнению Марцинкевича, необходимо создание совета экспертов, экспертного агентства, не зависящего от правительства.
Он также ответил на высказывание о необходимости менять образование, чтобы оно создавало творцов. Как подчеркнул эксперт, очень грамотные дети-творцы в России есть уже сейчас, а на инженерных чемпионатах встречаются фантастические по уровню образования и энтузиазму школьники. Творцы никуда не делись. Их просто нужно уметь находить, уметь работать с ними. А для этого нужно встречаться чаще, чем раз в год.
Подводя итоги, спикеры подчеркнули необходимость создания суверенной экономики, стремления к автаркии. Россия должна стать самодостаточной и с точки зрения хозяйствования, и с точки зрения политики. Возможно, для этого потребуется выйти из неких международных финансовых соглашений, но это необходимая мера.
Пресс-служба МЭФ. 03.04.2025