Затяжной потолок: в G7 назрел раскол по поводу нефтяных санкций против РФ
Ирина Кезик
Среди стран G7 наметился раскол по вопросу ужесточения санкций в отношении нефтяной отрасли России, уверены эксперты. 24 февраля «большая семерка» планирует заявить о намерении снизить потолок цен на российскую нефть. Однако собеседники «Известий» считают эту инициативу не более чем политическим пиаром: маловероятно, что в условиях начавшегося диалога между Москвой и Вашингтоном США поддержат ужесточение санкций. А у европейских стран в одиночку нет механизмов, способных оказать существенное влияние на сокращение российского нефтяного экспорта. Основная доля расчетов за энергоресурсы идет в долларах, а не в евро, да и других рычагов давления на покупателей топлива — к примеру, Индию и Китай, — у европейцев практически нет.
Планы ужесточения потолка цен на российскую нефть
Страны «Большой семерки» намерены 24 февраля обнародовать заявление об ужесточении потолка цен на российскую нефть. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на проект документа. В черновике заявления говорится, что страны G7 дадут задание министрам финансов переработать ценовой лимит, который сейчас составляет $60 за баррель нефти. Как сообщает агентство, цель вероятных новых мер — побудить Россию «вести переговоры о полноформатном мире» по Украине.
Текущий «потолок» цен на нефть действует с декабря 2022 года. Его вводили, желая снизить нефтегазовые доходы России. В феврале 2023-го был введен потолок цен в $100 за баррель на «светлые» нефтепродукты (дизельное топливо, бензин) и в $45 за баррель на «темные» (мазут).
Предполагалось, что функционирование механизма будет оцениваться каждые два месяца, исходя их ситуации на рынке, а потолок будет устанавливаться из расчета –5% от средней рыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основании данных Международного энергетического агентства. Кроме того, после каждого изменения предельной цены должен был действовать переходный период сроком на 90 дней до его вступления в силу. Однако ограничения, установленные в конце 2022-го и начале 2023 года, не менялись с момента их введения.
Смысл введенных санкций заключался в том, чтобы с мирового рынка ушли 2,5–3 млн баррелей российской нефти, чем должны были воспользоваться другие поставщики — нарастить добычу и экспорт, напомнил заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Но эти поставщики заявили о своей технической неготовности замещать Россию на мировом рынке. Возник риск дефицита. А так как отменять санкции было нельзя по политическим соображениям, то возникла система, которая выглядит как дополнительное наказание, но в реальности является легальным средством обхода санкций при незначительных финансовых издержках для России, — отмечает собеседник.
А по подсчетам ИнфоТЭК, уже к концу 2023 года в рамках потолка перевозилось не более 30% российской нефти.
Почему G7 трудно ужесточить потолок цен
Сегодня, если действовать исключительно в рамках прописанного G7 механизма, то потолок может быть снижен не более чем на 5% от рыночной цены на Urals, подчеркнула управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева. Но в текущих условиях это мало что поменяет.
По данным аналитического агентства «НААС-медиа», по состоянию на 18 февраля стоимость российской нефти Urals в портах Индии оценивалась на уровне $72–73 за баррель, на терминале ВСТО Козьмино в порту Восточный — $69–70 за баррель.
В свою очередь, Александр Фролов напомнил, что цена различных сортов российской нефти зависит от двух важнейших составляющих: цены эталонных марок и транспортных расходов. Санкционное давление воздействует на вторую составляющую — усложняется логистика.
— Поэтому мы можем наблюдать, как цена в порту отправления (FOB) снижается, а в порту получения (CIF) остается на прежнем уровне или даже растет. Так, нефть марки Urals в северо-западных порах РФ торгуется на 20% дешевле Brent, а в порту получения Индии разница с североморским сортом сокращается до 4%. А это показатель, в целом соответствующий докризисному уровню. Чем проще логистика, тем менее выражена разница между ценами FOB и CIF. По большинству сортов разница между FOB находится примерно на уровне 10% от Brent, — отмечает Фролов.
По словам Екатерины Косаревой для того, чтобы оказать серьезное влияние на российские экспортные поставки, G7 нужно менять сам механизм и регламент установки потолка.
— Увеличить процент с пяти до десяти, например. Но на это нужно время. И не это самое главное. Внутри самой «семерки» наметился серьезный раскол — между США и другими ее членами, — что является куда более серьезным препятствием для введения новых ограничительных мер, — отмечает эксперт.
Раскол в G7: США вряд ли поддержат новые санкции
По мнению экспертов, сегодня крайне маловероятно введение дополнительных санкций против отечественного нефтегазового сектора со стороны США.
По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, во-первых, начался диалог по Украине, и Вашингтон не будет омрачать его новыми рестрикциями. Во-вторых, США нет смысла подрывать и разбалансировать мировой нефтяной рынок.
— Ужесточение санкций против РФ может привести к непредсказуемым последствиям, — считает Андрианов. — Чисто теоретически, резкое сокращение российских поставок привело бы к росту мировых цен на нефть. В краткосрочном периоде такой дефицит не удалось бы компенсировать за счет сланцевой добычи в США или других источников за пределами ОПЕК. А рост добычи в Саудовской Аравии и иных странах Ближнего Востока означал бы развал соглашения ОПЕК+ и начало ценовой войны «всех против всех». Что, в свою очередь, чревато обрушением нефтяных цен и падением прибылей американских нефтяных компаний.
Впрочем, отмечает собеседник, есть вариант, что санкции на основе нового потолка цен введет не G7 (в том числе США), а Евросоюз. Но подобное развитие событий мало пугает покупателей, уверен Валерий Андрианов.
— Основная доля расчетов за энергоресурсы идет в долларах, а не в евро, да и других рычагов давления, к примеру на те же Индию и Китай, у европейцев практически нет. Поэтому Польша и другие противники России могут сколько угодно призывать к снижению потолка хоть до $40, хоть до $20 — это исключительно политический пиар, — полагает эксперт.
По словам гендиректора «НААС-медиа» Тамары Сафоновой, сегодня страны Евросоюза, по сути, пытаются внести очередной деструктив на фоне развития дипломатического переговорного процесса между США и Россией.
— Заявление европейского истеблишмента о том, что новый потолок «должен подтолкнуть Москву к переговорам о мире», противоречит самой сути проходящего переговорного процесса, в котором страны ЕС не участвуют, — отметила она.
По мнению Сафоновой, потолок цен не сработал, страны Евросоюза не стали выгодоприобретателями от введенных ограничений, цели введения нерыночных механизмов ценообразования достигнуты ими не были.
Известия. 21.02.2025