«На Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку приходится более 70% экспортно-импортных операций»
На торговлю с экономиками Юго-Восточной Азии и Латинской Америки приходится уже более 70% экспортно-импортных операций России, а доля расчетов в нацвалютах по зарубежным контрактам с ними составляет порядка 90%, заявил в интервью «Известиям» замглавы МИД РФ Александр Панкин. Москва продолжит углублять сотрудничество со странами этих регионов и на международном уровне. Двери в БРИКС и ЕАЭС остаются открытыми, подчеркнул дипломат. В частности, в Евразийском экономическом союзе рассчитывают на активное подключение Никарагуа, претендующей на статус наблюдателя. На финальной стадии — заключение соглашения о ЗСТ с Индонезией. Об ожиданиях от АТЭС-2025, планах по развитию МТК «Север – Юг» и противодействию санкциям — в эксклюзивном интервью Александра Панкина «Известиям».
«Наши партнеры ценят в нас честность»
— Что для вас самое главное в работе дипломата? Каким вы видите идеального дипломатического работника? Какими качествами он должен обладать?
— Главное в работе дипломата — наверное, прежде всего вера в свою страну. Вера в то, что дипломат делает важное и нужное дело и делает это хорошо, что это способствует укреплению образа России и удовлетворению, учету наших интересов на международной арене. В конечном счете это способствует активному сотрудничеству с различными странами, от чего выигрывают и они, и мы, и наш народ.
Идеальный дипломат — это прежде всего умение слушать и понимать, говорить и доносить информацию, аргументы. Психологически — это умение быть готовым к неприятным и сложным разговорам, проявлять уважение, никогда не переходить на личности, потому что собеседник-дипломат ведет такую же работу. И, конечно, это знания культуры, быта и традиций собеседника, чтобы не оскорблять и не нарушать его привычные устои. Важно находить выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций, проявлять изобретательность, достигать компромиссов, не поступаясь при этом принципиальными интересами своей страны, верить в то, что говоришь.
Есть ли такой идеальный дипломат? Наш президент — большой дипломат. Мой начальник (министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — «Известия»). В целом у нас огромная когорта людей в этом здании (МИД РФ. — «Известия») и за его пределами, которые вовлечены в дипломатию — публичную, общественную и на высшем уровне.
У нас честная дипломатия. Может быть, представления о ней были искривленными многие годы, десятилетия и даже столетия. Я, например, абсолютно не разделяю точку зрения, что дипломат думает одно, говорит второе, а делает третье. Наши партнеры ценят в нас честность. Может быть, мы не договариваем того, о чем нельзя говорить, но мы никогда не обманываем.
«Двери БРИКС остаются открытыми»
— Сейчас, в довольно сложные для дипломатии времена, особую актуальность приобретают расчеты в национальных валютах. Так, Россия вместе с центральными банками стран БРИКС развивает расчетную платформу BRICS Bridge. Ожидать ли ее запуск в 2025 году? Удалось ли договориться о введении единой цифровой валюты?
— Действительно, значительное внимание в период российского председательства в БРИКС в 2024 году уделялось созданию расчетно-платежной инфраструктуры, равнодоступной для всех стран — участниц объединения. Речь идет о продвижении предложенных Россией практических инициатив по созданию механизмов для осуществления трансграничных платежей, расчетно-клиринговой и перестраховочной инфраструктуры. Профильные ведомства продолжают этим активно заниматься, в том числе вопросами сопряжения финансовых рынков стран БРИКС и внедрения новых схем взаиморасчетов. Мы рассчитываем, что эта работа будет продолжена и в период нынешнего председательства Бразилии.
О единой валюте БРИКС, о которой много домыслов и слухов, на сегодняшний день речи не идет. Главный фокус внимания стран-участниц сейчас направлен на формирование условий для широкого применения нацвалют во взаиморасчетах. Все государства БРИКС настроены достигнуть практических результатов и готовы наращивать такое взаимодействие. Это нашло свое подтверждение на прошлогоднем саммите объединения в Казани 22–24 октября.
— Недавно БРИКС пополнился новой категорией стран-партнеров. Ожидать ли расширения этого списка в 2025 году? Допускаете ли вы, что в 2025 году или, может быть, в течение двух-трех лет в БРИКС появятся новые полноправные члены?
— В соответствии с достигнутой на саммите в Казани договоренностью с января 2025 года партнерами БРИКС стали Белоруссия, Боливия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Узбекистан. Полноправным участником стала Индонезия. Мы убеждены, что подключение новых единомышленников к работе объединения содействует формированию более справедливой, равноправной и многополярной архитектуры международного сотрудничества. В период бразильской «вахты» по согласованию со всеми участниками БРИКС мы будем способствовать подключению государств-партнеров к сотрудничеству с участниками объединения там, где это возможно, — прежде всего в форматах «аутрич» и БРИКС+.
Безусловно, мы не можем оставить без внимания растущий интерес со стороны государств мирового большинства к выстраиванию взаимодействия с БРИКС. Это подтверждает привлекательность нашего стратегического партнерства и тех принципов, на которых основано сотрудничество в объединении. Это взаимное уважение, баланс интересов и консенсус. Двери БРИКС остаются открытыми, а приоритетом при этом остаются повышение эффективности и консолидация расширившегося стратегического партнерства.
«Рассчитываем на активное погружение Никарагуа в процессы евразийской интеграции»
— Очевиден растущий интерес и к другим проектам, организациям или объединениям, где так или иначе присутствует Россия. Например, к международному транспортному коридору «Север – Юг» присоединились уже более 10 государств, интерес проявляют Оман и Катар. Какими партнерами в ближайшем будущем пополнится проект? Планируется ли создание единого оператора?
— В связи с разрушением устоявшихся международных транспортно-логистических маршрутов из-за нелегитимных западных санкций против ряда стран, включая Россию, в отношении авиасообщения, судоходства (создание разных черных списков танкеров) и так далее всё более явно проступают признаки разбалансировки глобальной торговли. Это может привести к непредсказуемым социально-экономическим последствиям по всему миру. На этом фоне Россия участвует в создании новой, независимой архитектуры цепочек поставок на евразийском пространстве. Стержневой элемент здесь — строительство международного мультимодального транспортного коридора «Север – Юг». Он призван стать хребтом транспортно-логистического каркаса континента. Соглашение о нем было подписано Россией, Индией и Ираном еще 25 лет назад, в 2000 году
Участниками МТК «Север – Юг» стали уже 12 государств, и всё больше стран проявляют к нему интерес, видя перспективы в подключении к его созданию. Цель понятна — наращивание своего товарооборота и выход на международные рынки. В прошлом году официальную заявку подал Туркменистан. Россия, как и другие участники проекта, открыта к сотрудничеству с конструктивно настроенными партнерами в деле развития МТК и укрепления региональной взаимосвязанности. Отмечаем важность объединения международных усилий с перспективой возможного сопряжения МТК «Север – Юг» с другими региональными и транспортными инициативами — они есть и их немало.
По созданию единого оператора с партнерами ведутся соответствующие консультации по линии так называемого западного и восточного ответвлений МТК. Рассчитываем на хорошие результаты.
— Очевидные возможности для расширения сотрудничества предлагает в том числе ЕАЭС. 1 января 2025 года исполнилось 10 лет с момента вступления в силу соглашения о Евразийском экономическом союзе. Стоит отметить, что ЕАЭС развивается не только на территории Евразии, но охватывает и другие части планеты. Например, среди наблюдателей ЕАЭС — Куба, проявляет интерес к этому статусу и Никарагуа. Появятся ли новые наблюдатели ЕАЭС в 2025 году?
— За 10 лет с момента образования ЕАЭС, или ЕврАзЭС, как интеграционного объединения проделана внушительная работа в том числе на международном треке. Сейчас в союзе четыре государства-наблюдателя — Узбекистан, Куба, с недавних пор Иран. Сотрудничеству с Тегераном данный статус придает дополнительный импульс — это помимо уже подписанного и имеющего практическую отдачу для наших экономик соглашения о свободной торговле. Среди наблюдателей также Молдавия, которая хоть и обладает таким статусом, но в силу своего внутри- и внешнеполитического курса сейчас воздерживается от участия в евразийской экономической интеграции.
Если говорить про Кубу, отмечу активный интерес Гаваны к работе Евразийской экономической комиссии, стремление кубинцев к наращиванию и укреплению диалога по широкому спектру отраслей экономики — это важно, интересно и крайне необходимо. Сотрудничество с Никарагуа ЕАЭС начал чуть более года назад, когда в январе 2024 года был подписан меморандум о взаимодействии между ЕЭК и правительством Никарагуа. Тем не менее за год был набран хороший темп работы, проведено первое заседание совместной рабочей группы. Во время него были озвучены проекты для потенциального сотрудничества, установлены контакты по линии делового совета ЕАЭС. Мы рассчитываем на активное погружение никарагуанской стороны в процессы евразийской интеграции, в том числе за счет участия в публичных мероприятиях по линии союза.
— Ожидается ли в этом году заключение соглашений о зоне свободной торговли с Индией, Индонезией и ОАЭ?
— Процесс согласования соответствующих документов может длиться достаточно долго и зависит от множества факторов. Основной этап переговоров с ОАЭ завершен, а разработанный проект договора проходит в государствах — членах ЕАЭС, а также в самих Эмиратах внутригосударственное согласование. По итогам могут потребоваться дополнительные консультации, затем стороны проведут внутренние процедуры для подписания соглашения, после чего можно начинать подготовку соответствующей церемонии. Что касается соглашения о свободной торговле с Индонезией, то здесь бóльшая часть документов и так уже согласована. На данном этапе ведется доработка текста, и можно смело сказать, что финишная черта близка. С Индией же будущее соглашение обсуждается на экспертном уровне. Официальных переговоров пока не ведется, но я убежден, что рано или поздно они обязательно начнутся.
Я хотел бы подчеркнуть, что ЕАЭС открыт для новых стран и интеграционных объединений как в регионе, так и за его пределами и готов налаживать сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес.
«Азиатско-Тихоокеанский регион — это точка особого приложения российских усилий»
— Россия участвует и в еще более масштабных в географическом плане инициативах. Среди них — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Как вы оцениваете участие России в форуме АТЭС?
— АТЭС — это крупнейшая ведущая площадка общерегионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У нее здоровое асеаноцентричное ядро, сбалансированный состав участников, включая Россию и Китай, которые не позволяют использовать ее потенциал в конъюнктурных целях, как это часто любят делать западные партнеры, входящие в АТЭС. Также она объединяет близких нам по духу латиноамериканских друзей, с которыми мы последовательно укрепляем продуктивные связи по широкой экономической повестке.
Азиатско-Тихоокеанский регион — это точка особого приложения российских усилий. Это один из наиболее динамичных локомотивов мировой системы. На торговлю с экономиками Юго-Восточной Азии и Латинской Америки приходится уже более 70% экспортно-импортных операций нашей страны, а доля расчетов в нацвалютах по зарубежным контрактам с ними очень высокая — порядка 90%. Динамично расширяется сеть соглашений о свободной торговле и экономическом партнерстве. У нас уже есть такие договоренности ЕАЭС с Вьетнамом и КНР, ведутся переговоры, как я уже говорил, с Индонезией и другими странами.
Наряду с традиционными направлениями, а это транспорт, логистика, энергетика, продовольственная безопасность и здравоохранение, мы интенсивно сотрудничаем в инновационных сферах, включая электронную торговлю, продвижение низкоэмиссионных источников энергии — газ, возобновляемые источники, мирный атом, а также передовых технологий, в том числе в сфере экологии, морской инженерии и медицины. В целом мы рассматриваем АТЭС как созидательную площадку, своего рода фабрику мысли, которая способствует развитию открытых и взаимовыгодных экономических отношений в Азии. И в тандеме с единомышленниками — прежде всего с Китайской Народной Республикой и партнерами из АСЕАН — мы продвигаем сбалансированное предложение по достижению ключевого ориентира АТЭС, а именно построения к 2040 году открытого, динамичного, жизнеспособного и мирного сообщества в АТР.
В этих целях мы успешно противостоим навязываемым западными экономиками однобоким геополитическим нарративам и добиваемся полной деполитизации дискуссий внутри АТЭС. В свете взятых на вооружение новой администрацией США так называемых трансакционных подходов к отношениям с партнерами осуждения в АТЭС заслуживают собственные региональные торговые войны, а не политические сюжеты за его пределами.
— В этом году форум АТЭС пройдет в Южной Корее. Какие цели ставит перед собой Россия на предстоящем форуме?
— В целом нам импонируют предложенные нынешним председательством Республики Корея приоритеты работы АТЭС на 2025 год. Они включают укрепление экономической взаимосвязанности, цифровизацию и искусственный интеллект. Немаловажно, что поднимается тема демографии в условиях низкой рождаемости. Все обозначенные направления отражают ключевые векторы развития современной экономики, в том числе российской. Мы намерены обсудить пути преодоления торгово-экономических дисбалансов, цифрового разрыва, регулирование цифровой сферы. Мы сфокусируемся на теме сбалансированных энергопереходов.
На упомянутых треках у нас есть значимые достижения, которые достойны тиражирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Продолжим осуществлять востребованные в АТЭС инициативы в таких актуальных областях, как цифровая экономика, повышение потенциала удаленных и сельских территорий, преодоление последствий климатических изменений, устойчивое финансирование, содействие малым и средним предприятиям, женскому предпринимательству.
— С какими странами АТЭС Россия намерена укреплять взаимоотношения?
— За последние годы Россия на этой площадке реализовала более 80 прикладных проектов, сегодня в активной фазе еще девять инициатив. В прошлом году Минэкономразвития опубликовало доклад АТЭС по зеленому финансированию в АТР, а Минцифры с африканскими партнерами провели семинар по экономическим аспектам использования радиочастотного спектра. Участниками помимо экономик АТЭС стали также Бразилия и Колумбия.
Продолжим налаживать взаимовыгодные контакты со всеми конструктивно нацеленными партнерами. Естественно, тесная координация у нас выстроена с КНР — наши подходы к текущим мировым и региональным процессам во многом совпадают. Мы ведем заинтересованный диалог с АСЕАН. И Глобальный Юг, и Восток видят в России надежного партнера с широкими экономическими интересами и потенциалом. Неслучайно к БРИКС присоединились четыре крупные экономики АТЭС — Вьетнам, Малайзия и Таиланд в качестве партнеров и Индонезия как полноправный участник. При этом, как неоднократно подчеркивал президент РФ Владимир Путин, мы не отказываемся от сотрудничества со всеми готовыми к такому конструктивному и прагматичному диалогу участниками форума. Посмотрим, как пойдет.
«По линии ШОС особое внимание уделяется совместному парированию вызовов и угроз»
— Говоря о сотрудничестве России на международном уровне, нельзя не упомянуть ШОС. Есть ли потенциал у организации для эффективного противодействия западным санкциям против РФ?
— Прежде всего необходимо подчеркнуть, что хартия Шанхайской организации сотрудничества в ряду основных целей и задач предусматривает содействие всестороннему сбалансированному экономическому росту, а также совместную работу на основе равноправного партнерства в интересах повышения уровня жизни народов государств — членов этого объединения и региона в целом.
ШОС последовательно выступает против любых нелегитимных экономических санкций, которые подрывают сложившуюся систему международной кооперации. Наряду с Россией объектами агрессивного давления со стороны Запада становятся и другие участники ШОС — Китай, Иран, Белоруссия. Естественно, в двустороннем взаимодействии и по линии ШОС особое внимание уделяется совместному парированию вызовов и угроз, в том числе экономического плана. В результате в торговле России с другими членами ШОС используются национальные валюты. Кроме того, на площадке организации принимаются меры по реализации дорожной карты по постепенному увеличению доли нацвалют во взаиморасчетах, а это позволит снизить влияние иных токсичных валют.
Россия как председатель в Совете глав правительств государств ШОС намерена энергично способствовать продвижению сотрудничества в сфере экономики, а также приданию нового содержания и качества экономическому измерению ШОС в свете меняющихся сложных геополитических реалий.
Беседовала Анастасия Костина
Известия. 10.02.2025