Горный караул: что меняет подписание стратегического партнерства между США и Арменией
Елизавета Борисенко
Подписание документа о стратегическом партнерстве между Ереваном и Вашингтоном стоит рассматривать как попытки США закрепиться на Южном Кавказе, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. Белый дом приостановил партнерство с Грузией, поэтому Армения станет единственной страной в регионе, с кем у Штатов будет действовать подобное соглашение. Американцы не обеспечат стране такие же гарантии безопасности, как тому же Израилю. При этом сближение с США так или иначе отразится на отношениях Еревана и Москвы, несмотря на то, что Армения все еще остается членом ОДКБ. Чем может обернуться для республики подобное сближение с Вашингтоном — в материале «Известий».
США пытаются усилить влияние на Южном Кавказе
Уходящая администрация Джо Байдена стремится напоследок усилить раскол в отношениях России с ее ближайшими союзниками. 14 января в Вашингтоне подписали хартию о стратегическом партнерстве США и Армении. Госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что будет создана специальная комиссия, а партнерство предоставляет целый круг возможностей для расширения взаимодействия по ряду направлений, среди которых экономика, оборона, безопасность, демократия. Подготовка к заключению соглашения началась около полугода назад. Так, в июне прошлого года состоялось специальное заседание, по итогам которого правительства двух стран приняли совместное заявление о планах повысить диалог до уровня стратегического партнерства.
Главный пункт документа касается военного сотрудничества. Ожидается, что американская сторона возьмет на себя обязательство помочь с модернизацией оборонных систем, организовать учения и «предоставить Еревану более прочные инструменты для защиты суверенитета». Республика теперь станет единственной страной в южнокавказском регионе, с кем у США будет действовать подобное соглашение. В ноябре Вашингтон приостановил стратегический диалог с Грузией.
— Интерес США в заключении соглашения с Арменией, по всей видимости, обусловлен стремлением закрепить итоги курса администрации Джо Байдена на южнокавказском направлении. Будет ли новая администрация Белого дома продолжать эту линию — пока вопрос открытый, — заявил в разговоре с «Известиями» заведующий кафедрой зарубежного регионоведения МГЛУ Дмитрий Сидоров.
Стоит отметить, что новое соглашение носит скорее политический характер — серьезных обязательств перед Ереваном Вашингтон брать на себя не собирается. Оно предполагает, что Армения будет получать помощь от США в военных и экономических реформах, но это не означает прямого вмешательства американской армии в возможный конфликт. Иными словами, документ не подразумевает предоставление Армении гарантий безопасности на том же уровне, который имеется, к примеру, между США и Израилем или США и Украиной.
— Решающее значение для укрепления сотрудничества США и Армении будут иметь четыре столпа: демократические институты, экономика, энергетика и безопасность. Соглашение о стратегическом партнерстве призвано систематизировать взаимодействие двух стран, наделить сотрудничество новыми компонентами, внести необходимые корректировки в уже действующие программы, — заявил «Известиям» аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян. — Кроме того, это означает, что армянские официальные лица будут находиться в постоянном контакте с американскими партнерами, сохраняя в фокусе реализацию и запуск новых совместных программ.
В России тем не менее настороженно относятся к действиям армянских властей. 14 января глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что правительство Армении должно решать свои проблемы с соседними странами, а не обращаться за поддержкой к ЕС и США.
— Мы неизбежно придем когда-то к тому, о чем сейчас говорит Россия, Азербайджан, Турция, Иран, а именно: страны региона должны решать свои проблемы с непосредственными соседями, — сказал он, отвечая на вопрос, как сближение Армении с Западом может повлиять на безопасность в регионе.
Как документ повлияет на отношения с Россией
Переход Армении в разряд стратегического партнера США вызывает обеспокоенность относительно последствий для региональной динамики на Южном Кавказе, особенно в отношениях с Россией. Это партнерство ассоциируется с недружественными шагами по отношению к России, хотя в Кремле не раз подчеркивали, что Армения обладает суверенным правом развивать отношения с любыми странами, включая Штаты. Впрочем, опасения, что подписание документа существенно охладит отношения с Москвой, вполне справедливы.
— Подписание соглашения о стратегическом партнерстве с США является продолжением курса премьер-министра Никола Пашиняна на отдаление Еревана от Москвы, — отмечает Дмитрий Сидоров. — Стоит ждать дальнейшего дрейфа Еревана в сторону евроатлантических структур в ущерб евразийским многосторонним проектам.
При этом позиция Армении касательно участия в ОБКБ уже практически год остается прежней. В республике все еще не рассматривают ее выход из организации, сообщали в ноябре «Известиям» в парламенте страны. Также, несмотря на укрепление отношений с Западом, армянские власти заявляли, что не собираются выходить из ЕАЭС. Однако сближение Еревана с Вашингтоном так или иначе может повлиять на сотрудничество с Москвой, полагают эксперты. Как минимум стоит учитывать, что в Гюмри и Ереване с 1995 года располагаются два гарнизона российской военной базы. Согласно договоренностям от 2010-го, она будет находиться на территории республики до 2044-го.
Кроме того, у Еревана в случае охлаждения отношений с Москвой могут еще больше осложниться контакты и с Баку, считает Тигран Мелоян.
— Усложняет положение Армении и сохраняющаяся напряженность между Западом и Грузией, где последняя — единственная точка входа, откуда в случае военной эскалации между Ереваном и Баку могут идти поставки военной помощи Армении со стороны НАТО, — отметил он.
Стоит отметить, что Россия — ключевой военно-политический партнер Армении, который гарантирует ее безопасность в том числе по линии ОДКБ и в рамках двусторонних соглашений. Политолог Андрей Суздальцев также подчеркивает, что РФ — важнейший экономический партнер Еревана.
— Нам не следует впадать в панику, поддаваться на провокации. Нам надо понимать, что за нами сила. Экономика России больше армянской более чем в 100 раз, — заявил эксперт в разговоре с «Известиями». — Но и Россия заинтересована в Армении, во-первых, в военно-стратегических вопросах. Во-вторых, она своего рода наше окно на Ближний Восток — рядом с Арменией Турция, Ирак, Иран и так далее.
Впрочем, подписание документа о стратегическом сотрудничестве со Штатами можно рассматривать и как желание Пашиняна продемонстрировать населению Армении, что на выбранном им пути развития страны он добивается прогресса, считает Дмитрий Сидоров. К слову, ранее в республике неоднократно проходили протесты с требованием отставки премьера. А в ноябре глава армянского представительства GALLUP International Association Арам Навасардян заявил, что по последнему соцопросу почти 58% участников выразили недовольство работой действующего премьера.
Известия. 15.01.2024