Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева


Курс рубля снижался в среду на фоне новостей об ослаблении мер валютного контроля и требований возврата валютной выручки. Российские экспортеры смогут по специальному разрешению правительственной комиссии теперь не исполнять требования по возврату части валютной выручки в уполномоченные банки. В Минфине сообщили «НГ» о том, что такие разрешения уже выдаются. Часть экспертов полагает, что новая мера валютного регулирования может привести к дополнительному ослаблению рубля. В ноябре фактические объемы продажи валютной выручки экспортерами уже упали до минимумов за два года, сообщают в Центробанке.

Правительственная комиссия по иностранным инвестициям в России сможет выдавать экспортерам, которые по указу президента РФ обязаны продавать валютную выручку, и их «дочкам» разрешения не зачислять в уполномоченные банки валюту, полученную по внешнеторговым контрактам, в размере, необходимом им для выполнения требований в иностранной валюте. Соответствующие поправки в правила выдачи комиссией разрешений были утверждены постановлением правительства, сообщает Интерфакс.

Указ о введении обязательной репатриации и продаже части валютной выручки экспортерами вышел в октябре 2023 года с первоначальным сроком действия на полгода. Позже его действие было продлено до 30 апреля 2025 года. Требование касалось фиксированного перечня экспортеров, состоящего из 43 групп компаний, работающих в отраслях топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.

Изначально экспортеры были обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам, и продавать на внутреннем рынке 90% этой суммы. В конце июня правительство объявило о снижении порога репатриации с 80 до 60%, а уже в июле – до 40%, то есть экспортерам в обязательном порядке нужно продавать на рынке 36% валютной выручки. Кроме того, изначально действовала оговорка, по которой не менее 50% от средств, полученных (независимо от того, в какой валюте) в соответствии с каждым экспортным контрактом, должны быть реализованы в срок не более 30 дней с момента их получения. В октябре этого года эта планка была снижена до 25%.

Теперь же комиссия может выдавать крупнейшим экспортерам и их «дочкам» разрешения не продавать валютную выручку в размере, равном сумме направляемой на удовлетворение требований, выраженных в иностранной валюте, а также разрешать не зачислять в уполномоченные банки и не продавать валюту по внешнеторговым контрактам, которые более чем на 50% были оплачены рублями.

Эксперты необходимость введения валютного контроля объясняли разгоном инфляционного давления и «разрушением хрупкой конструкции доверия к рублю, что, в свою очередь, провоцирует девальвационные и – как следствие – инфляционные ожидания и риски». «Разрушение репутации рубля приводит к валютизации сбережений, когда бизнес и население увеличивают долю резервирования сбережений в иностранной валюте так, как это было в 90-е годы по принципу «увидел рубли – сбросил рубли». Это крайне вредно для долгосрочной финансовой и макроэкономической стабильности», подчеркивали аналитики (см. «НГ» от 12.10.23).

Мнения по поводу эффективности меры у чиновников разнились. Тогдашний первый вице-премьер (ныне – министр обороны) Андрей Белоусов отмечал, что благодаря введенному требованию уже в начале 2024 года курс доллара снизился и установился на уровне около 90 руб. При этом председатель ЦБ Эльвира Набиуллина утверждала, что важность этого инструмента для стабилизации курса рубля значимо уступает другим мерам и эффектам. «Что касается обязательной продажи валютной выручки, мы считаем, что важность этой меры для рынков второстепенна. Скорее она имеет психологическое значение для некоторых экономических субъектов, которые не анализируют торговые балансы», – говорила она (см. «НГ» от 23.06.24). В регуляторе также комментировали, что компании со временем научатся обходить ограничения, кроме того, такие правила затрудняют международные расчеты.

«Определяющие факторы, фундаментальные факторы, которые влияют на курс, – это состояние платежного баланса, наш экспорт, рублевый спрос на импорт», – перечисляла она, отмечая, что на стабилизацию курса также оказывала влияние денежно-кредитная политика.

Несмотря на скепсис ЦБ, введение меры по контролю над валютной выручкой в 2023 году привело к некоторому укреплению рубля, однако эффект оказался ограниченным. Но дальнейшее смягчение нормативов по возврату валютной выручки позднее называлось одним из ключевых факторов ослабления курса рубля осенью, так как «в совокупности приводит к сокращению предложения валюты на внутреннем рынке, что негативно отзывается на курсе рубля» (см. «НГ» от 27.11.24).

В обзоре ЦБ о рисках финансовых рынков сообщается, что продажи валюты 29 российских экспортеров в ноябре 2024 года составили 8 млрд долл., снизившись на 23% относительно предыдущего месяца на фоне необходимости погашения валютных кредитов перед российскими банками. «Среднедневные чистые продажи снизились на 16% и составили 379 млн долл.», – говорится в отчете. Для сравнения: в ноябре 2023 года объем чистых продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами составил 13,9 млрд долл. Весной и летом этого года экспортеры продавали по 12−15 млрд долл. в месяц.

Как считают эксперты, львиная доля выручки экспортеров сейчас так и остается за рубежом, а объем продаж валюты в ноябре оказался минимальным с начала года. И в ЦБ РФ указывают на этот факт как на основной триггер ускорения снижения курса рубля. «Во второй половине ноября на фоне новых санкций со стороны США выросла волатильность на валютном спотовом рынке. За месяц (ноябрь. – «НГ») рубль ослаб относительно основных иностранных валют (на 11% к доллару США, на 8,4% к юаню). Санкции затронули преимущественно финансовый сектор и инфраструктуру международных расчетов, что отразилось на сроках поступления экспортной выручки. На динамику рубля также оказали влияние покупки валюты отдельными нефинансовыми компаниями для погашения валютных обязательств», – сообщают в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.

Валютная структура внешней торговли России претерпела значительные изменения, напоминает финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). Так, в октябре 2024 года на рубли пришлось 42% экспортных расчетов, 37% – на нейтральные валюты и 21% – на валюты недружественных стран, следует из статистики ЦБ. За 10 месяцев этого года средний уровень расчетов в рублях составил 40,4% против 39,7% за 10 месяцев 2023 года, обращает внимание Рябов. Соответственно в валютах недружественных стран – 19,3% по итогам 10 месяцев этого года, против 33% годом ранее. То есть за 10 месяцев 2024 года объемы экспорта в валютах недружественных стран составили 73,5 млрд долл. (всего в иностранной валюте – 230 млрд долл.) против 125,6 млрд (232 млрд) за 10 месяцев 2023-го и 361,5 млрд (398 млрд) за 10 месяцев 2022-го, подчеркивает Павел Рябов. При этом почти половина от всего импорта товаров и услуг теперь проходит в рублях.

Последствия ослабления валютного контроля будут зависеть от его масштабов, считают эксперты. Однако любое, даже «точечное» ослабление валютного контроля, безусловно, – негатив для рубля, говорит замдиректора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин. Эксперт обращает внимание на тот факт, что объемы продажи валюты и так упали в последние месяцы. Решение об обязательной продаже валютной выручки с самого начала позиционировалось как временное, напоминает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.

«Постепенное снижение норм по репатриации и продаже валютной выручки, конечно, не оказывает поддержку курсу рубля, хотя периодически она была бы нужна для сокращения колебаний и общего девальвационного давления», - рассуждает руководитель управления аналитических исследований Iva Partners Дмитрий Александров. Возможно, при принятии решения опираются на фактические возможности проведения таких операций и учитывают опыт последних недель на валютном рынке, добавляет он.

Ведущий аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева считает, что продажи валютной выручки экспортерами перестали быть сильным фактором для курса рубля, поскольку сейчас в валютной структуре экспорта более 40% приходится на расчеты в рублях. И ослабление валютного контроля приведет к еще большему снижению значимости данного механизма в рамках регулирования курса рубля. Серьезных последствий, пока сохраняется рыночный механизм формирования курса, новая мера вызвать не должна, продолжает завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской Академии Александр Абрамов.

«Однако нужно учитывать, что любые промедления ЦБ в части формирования валютного курса, которые ведут к неожиданному ослаблению рубля, сегодня недопустимы. Если ЦБ готов следить за тем, чтобы рубль был более-менее стабилен при условии либерализации требований к репатриации выручки, то такое решение – вполне нормальная рыночная мера. Сохранение валютных активов у российских компаний может быть даже полезно, как в случае с ослаблением юаня», – рассуждает он.

По словам члена Генерального совета «Деловой России» Олега Николаева, постановление правительства РФ имеет отношение к устранению лишних звеньев в движении валюты при осуществлении внешнеторговых операций. «То есть если российскому импортеру нужно ввезти в РФ некие товары, оплата за которые принимается только в долларах или евро, то он может договориться с экспортером, который получает доллары или евро за свой товар. Импортер платит экспортеру в рублях внутри российской банковской системы, а экспортер соответственно платит за импортера его поставщику – но уже в долларах и вне российского финансового контура», – поясняет эксперт. По мнению Николаева, это решение некая «соломка», которую власти решили подстелить заранее, до того как «прилетят» новые санкции. «В текущей ситуации валюта не всегда может добраться до внутреннего рынка. Поэтому важно, чтобы экспортеры реализовывали валюту не только на внутреннем рынке. Это можно сделать через операции за границей и через бартерные схемы», – уточняет главный макроэкономист «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин.

Не все эксперты согласны с тезисом об ограниченном влиянии меры на курс рубля. «Резкое ослабление курса рубля в конце ноября было связано со снижением поступления валюты в страну. В ноябре объемы продажи валютной выручки упали до минимумов за два года: 8 млрд долл. чистых продаж валютной выручки – это на 43% или на 5,9 млрд ниже продаж годом ранее. Среднемесячно за сентябрь-октябрь продажи были на уровне около 8,9 млрд долл. Такие уровни были ранее в сентябре-октябре 2023-го, когда курс доллара резко вырос с 91 руб. до 102 руб. Но в октябре 2023 года правительство РФ резко повысило нормативы по объемам продаж валютной выручки и репатриации капитала на внутренний валютный рынок России. Эти меры позволили тогда оперативно укрепить курс рубля и стабилизировать его в дальнейшем», – подчеркивает аналитик «Финам» Александр Потавин. Он считает, что новая мера дополнительно снизит предложение валюты на рынке и ослабит поддержку рубля. «Данные по торговому балансу России показывают, что при стагнирующем экспорте импорт стабилен или даже немного растет. В итоге профицит внешней торговли в ноябре (6,3 млрд долл.) оказался минимальным с июля 2023-го (6,2 млрд долл.). Поскольку для российских компаний внешние займы сейчас малодоступны или невозможны, торговый профицит стал основным источником поступления валюты в страну. Если добавить сюда отток капитала из страны, то во внутреннем контуре может возникнуть дефицит валюты, который и приводит к ослаблению курса рубля», – рассуждает аналитик. По его оценкам, курс доллара к рублю будет находиться в диапазоне 100–107 руб. в первом квартале 2025 года. А ближе к концу следующего года мы увидим еще более слабый курс рубля.

«Ослабление валютного контроля и отказ экспортеров от репатриации валютной выручки приведет к снижению объемов предложения американских долларов в России, что при прежнем спросе на них окажет давление на российскую национальную валюту», – соглашается аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его прогнозам, в 2025 году российская валюта ослабнет до 105–115 за доллар.

В обычных условиях рынок сам регулирует объемы продажи и покупки валюты участниками внешнеэкономической деятельности, напоминает доцент РЭУ им. Плеханова Татьяна Белянчикова. Однако в РФ, против которой введено множество санкций, даже курс валюты становится уже не фундаментальным показателем, а индикатором того, насколько финансовая система способна перемещать валюту через границу.

В пресс-службе Минфина подчеркнули «НГ», что подкомиссия уже выдает разрешения на незачисление на счета в уполномоченные банки валютной выручки, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров, по которым оплата более 50% цены таких договоров произведена в рублях, при условии их зачисления на счета в уполномоченных банках. «4 декабря в Указ № 771 внесены изменения, в соответствии с которыми экспортер может получить разрешение не только на непродажу, но и на незачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки, направляемой на удовлетворение требований, выраженных в иностранной валюте. При этом контроль по-прежнему будет осуществлять Росфинмониторинг», – сообщают в министерстве. В ведомстве отмечают, что механизм является источником получения актуальной информации о поступлении иностранной валюты на внутренний валютный рынок и не влияет на курс рубля.

Независимая газета. 18.12.2024

Читайте также: