Президент и премьер-министр Грузии поспорили, кто кого свергнет
Игорь Селезнёв
По мере продолжения политического кризиса в Грузии, усугубившегося после того, как власти республики заморозили евроинтеграцию до 2028 года, страна теряет все больше западных инвестиций. Так, Германия заморозила свои проекты на 237 млн евро, а местные предприниматели жалуются, что сфера услуг переживает сильный спад. Однако политиков пока интересует борьба за власть, а не экономические сложности.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что, если президент республики Саломе Зурабишвили откажется покидать свой пост 29 декабря на фоне инаугурации Михаила Кавелашвили, ее посадят в тюрьму. «Зурабишвили придется покинуть свой пост, посмотрим, где она продолжит свою жизнь, за решеткой или нет. Думаю, ей хватит мудрости не нарушать нормы Уголовного кодекса… Повторю еще раз, никто, возможно, и не захочет отправлять 72-летнюю женщину в тюрьму, но своими действиями она обречет всех людей, которые будут с ней, в президентской резиденции», – заявил глава правительства.
В ответ Зурабишвили объявила, что не собирается никуда уходить и продолжает считать себя единственным легитимным представителям верховной власти в стране. «Я очень благодарна людям, которые говорят, что меня нужно защитить… Но я знаю, кем буду после 29 декабря – президентом. Я буду вашим слугой», – обратилась глава государства к своим сторонникам.
Также она заявила, что есть два пути развития политического кризиса в Грузии: компромисс с «Грузинской мечтой» по поводу проведения новых парламентских выборов или разрушение правящего режима. В связи с этим она создаст оппозиционный совет, члены которого начнут работать над подготовкой нового голосования. Впрочем, выборы, по мнению Зурабишвили, должны закончиться поражением «Грузинской мечты».
«Меня обвиняют в радикализме, не знаю, где они это увидели», – удивляется Зурабишвили. По ее словам, это правящая партия запугивает сограждан. В частности, сначала в «Грузинской мечте» говорили о риске войны с Россией в случае прихода оппозиции к власти, а теперь – о гражданской войне. «Не будет ни того, ни другого. Эта страна мирно подойдет к новым выборам, а затем станет успешной и сильной», – заверила президент, которой грозит тюремное заключение.
Тем временем в «Грузинской мечте» начали сомневаться в психическом здоровье главы государства. «Из-за тяжелого эмоционального фона она делает неадекватные заявления», – считает председатель фракции правящей партии в парламенте Мамука Мдинарадзе. Его однопартиец Гурам Мачарашвили уверен, что Зурабишвили всегда была неадекватна, но переживать не из-за чего, так как ее дни в политике сочтены.
«Угрозы, высказанные в адрес президента, неприемлемы», – поддержал коллегу глава Латвии Эдгар Ринкевич. Он провел телефонные переговоры с Зурабишвили, в ходе которых заявил, что Грузия должна вернуться на «европейский путь». Также свою поддержку главе республики выразил президент Чехии Петр Павел.
«Вряд ли Зурабишвили пойдет на открытое столкновение с правоохранительными органами. Она прекрасно понимает, что сил для победы в этой схватке у нее нет, а, значит, есть риск оказаться за решеткой. Сейчас не начало 1990-х, когда министр обороны, откровенный бандит Тенгиз Китовани мог позволить себе при поддержке боевиков занимать ведомственное здание и отказываться уходить в отставку», – рассказал «НГ» политолог Петре Мамрадзе.
По словам эксперта, скорее всего накануне инаугурации она уедет во Францию или другую страну ЕС, а затем по каким-то причинам не сможет вернуться. Или же она добровольно оставит резиденцию, заявив, что здание не делает человека главой государства.
Между тем президент не единственная, кому «Грузинская мечта» угрожает уголовным преследованием. Например, основатель оппозиционной партии «Лело» призвал вооруженные силы страны к неповиновению. По его словам, армия не должна участвовать в инаугурации Кавелашвили.
«Это еще раз подчеркивает, что эти люди, в том числе Хазарадзе – один конкретный рядовой шпион, который занят выполнением заданий своих хозяев... Более низкого поведения, наверно, никто бы на земле не придумал», – сказал член «Грузинской мечты» Арчил Гордуладзе.
Параллельно с этим посол Германии в Грузии Петер Фишер заявил, что его страна заморозила проекты в республике на общую сумму в 237 млн евро. Так, в Батуми приостановлено финансирование зеленого водорода, энергетической инфраструктуры и водной инфраструктуры. «Поддержка гражданского общества и верховенства закона продолжается», – подчеркнул Фишер.
В тот же день Кобахидзе на протяжении четырех часов пытался наладить диалог с представителями грузинского бизнеса, которые переживают, что правительство отвернулись от европейского пути. «Так не должно продолжаться, чтобы мы смогли сохранить экономику. Уже видно по разным направлениям, будь то туризм, ресторанный бизнес или другое – очень сильный спад. Мы все вместе должны выйти из этого положения», – заявил первый вице-президент Бизнес-ассоциации Грузии Лаша Папашвили.
Независимая газета. 24.12.2024