Проект Организации тюркских государств – путь к десуверенизации стран Центральной Азии

Александр Кобринский, доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий


Пока мир следил за выборами в США и размышлял над словами Путина в Сочи, в Бишкеке проходил 11-й саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Этот саммит имел особую значимость. Среди лидеров современного тюркского мира, возможно, немного ярких политиков, но и опытных чиновников нет. Последствия принимаемых решений будут иметь долгосрочный эффект, на десятилетия.

Ключевой темой саммита в Бишкеке стало «Усиление тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех». За этой формулировкой скрывается возрастающее влияние Турции в Центральной Азии, которую Анкара теперь называет Туркестаном.

Ни у кого из участников саммита не возникло вопросов к идеологическому лозунгу «век Турции». Вопрос о том, в чем именно заключаются интересы центральноазиатских республик в тесной интеграции с Турцией, остается открытым.

Интерес самой Турции очевиден. ОТГ – это инструмент для усиления турецкого влияния в регионе. При этом, учитывая тесные связи Анкары с Великобританией, ОТГ можно рассматривать и как инструмент для вытеснения России из Центральной Азии. Страны региона остро нуждаются в инвестициях и кредитах. Однако участие в англо-турецком проекте ОТГ чревато проблемами с финансированием. Несмотря на то что у организаторов ОТГ достаточно средств, чтобы купить лояльность центральноазиатской элиты, инвестиции в развитие экономик и технологий скорее всего не поступят ни от Лондона, ни от Анкары.

Укрепление ОТГ неизбежно приведет к росту числа и влияния чиновников этой организации. Постепенно организация может повторить путь Евросоюза, где еврочиновники фактически захватили власть, оттеснив национальных политиков. Наивно полагать, что центральноазиатским лидерам удастся избежать аналогичного сценария. Вспомним, ЕС строили политики тогда еще суверенных государств.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, признавая недостаточность бюджета ОТГ, объявил о выделении 2 млн долл. секретариату и 100 тыс. долл. совету старейшин. Похоже, что деньги будут направлены на развитие бюрократических институций, а значит, и на укрепление чиновничества. Можно предположить, что другие страны последуют примеру Азербайджана.

Еще одним фактором, способствующим захвату власти чиновниками, является зеленая повестка. Под видом заботы об экологии планеты она используется для подавления стран и препятствования развитию безопасной и дешевой энергетики.

Дело в том, что зеленая повестка, активно продвигаемая в том числе и Анкарой, мало связана с заботой об экологии. Она стала инструментом подавления и порабощения, парализующим экономику и препятствующим развитию безопасной и доступной энергетики. Зеленые инициативы Турции – это не что иное, как проверенный Западом метод проникновения во внутриполитическую сферу с целью подчинения стран их влиянию. Турция, играя роль проводника западных интересов в Центральной Азии, использует уже отработанные схемы. Ее задача – вытеснить Россию, ослабить СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.

Один из инструментов этого влияния – язык. Тюркская академия уже разработала и представила единый тюркский алфавит на латинице. Эрдоган активно продвигает идею отказа Казахстана и Киргизии от кириллицы в пользу этого алфавита. «Турция, Азербайджан, Северный Кипр уже готовы перейти на единый тюркский алфавит. Теперь очередь Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана проявить инициативу и начать переход», – заявил президент Турции Реджеп Эрдоган на саммите в Бишкеке.

Переход на единый тюркский алфавит невозможен без дискриминации русского языка, который до сих пор является официальным языком в Киргизии и языком межнационального общения в Казахстане. Русский язык играет важную роль в сохранении общей культуры и истории не только с Россией, но и между самими странами Центральной Азии. Единый язык, отличный от русского, является одним из ключевых элементов англо-турецкого плана по подчинению Центральной Азии и лишению ее суверенитета.

Турция умеет продавать. Умеет красиво подать даже никому не нужный товар. Проект ОТГ, безусловно, красиво подан, но конечная его цель – неизбежная десуверенизация стран Центрально-Азиатского региона с переходом реальной власти к наднациональному чиновничеству, подконтрольному или напрямую, или опосредованно англосаксам. То есть распространение англосаксонского влияния на Центральную Азию.

С точки зрения экономики стран региона проекты как ОТГ, так и Великого Турана вызывают вопросы. Экономика Турции переживает не лучшие времена. Какими-либо значимыми технологиями Анкара сегодня не обладает.

Даже если удастся учредить Тюркский инвестиционный форум, Тюркский банк развития, запустить инвестиционный фонд ОТГ, Турция не обладает, например, возможностями по строительству современных металлургических комбинатов (в регионе много различной руды), АЭС (столь необходимых в регионе), ГРЭС, да и в целом современных заводов.

Элиты ЦА загоняют себя в ловушку без ясных перспектив. Установить на флагшток еще один, только что утвержденный флаг тюркского альянса, перейти на тюркский алфавит на латинице, с колоссальными негативными последствиями для образования и культуры своих стран, усилить значение чиновничества и бюрократии, внедрить бесперспективные зеленые проекты вместо реальных энергетических, поставить под угрозу отношения с Россией и Китаем, откуда как раз таки идут огромные инвестиции, несравнимые с инвестициями и кредитами Анкары-Лондона – в этом ли национальные интересы стран региона? Не случайно Туркменистан, являясь наблюдателем в ОТГ, не торопится сближаться с организацией. Хотя Турция и Великобритания затрачивают значительные усилия, чтобы втянуть его в этот союз.

ОТГ – это очевидно идеологический проект. Втягиваясь в этот проект, элита Центральной Азии объективно замещает суверенитет – десуверенизацией, политиков и бизнесменов – чиновниками, «русский мир» с фабриками и заводами – «веком Турции», где реальные интересы стран региона не просматриваются.

Независимая газета. 14.11.2024

Читайте также: