Пашинян и Алиев встретились с Путиным по отдельности

Артур Аваков


Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта стало одной из главных тем, обсуждаемых 8 октября на полях саммита глав СНГ в Москве. При этом российские власти еще накануне дали понять, что считают Ереван слабым звеном в системе собственной безопасности на Южном Кавказе. В частности, Кремль недоволен попытками коллективного Запада навязать собственную логику развития переговорному процессу между кавказскими республиками.

«Сейчас просто западники хотят влезть в процесс переговоров и тем самым влезть в региональные дела и в сам регион. Хотя, так скажу мягко, не все участники даже двусторонних переговоров приветствуют такую роль Запада и эти попытки вклиниться в переговорный процесс», – рассказал журналистам помощник президента России Юрий Ушаков.

Глава ФСБ Александр Бортников был еще радикальней. «Американцы и европейцы явно не заинтересованы в установлении стабильности в Закавказье. Склоняя Ереван к затягиванию переговоров с Баку, Запад пытается возглавить процесс азербайджано-армянского урегулирования и добиться размещения в регионе собственного «миротворческого» контингента – де-юре под эгидой ООН, а де-факто натовской», – уверен Бортников.

Не приветствует усилия Запада, видимо, глава Азербайджана Ильхам Алиев, который критикует США и Францию за поддержку Армении. «Они предлагали нам признать независимость Карабаха. Давайте посмотрим на сегодняшний конфликт между Россией и Украиной. Западные страны, Франция и США, говорят, что необходимо обеспечить территориальную целостность Украины. Они предоставляют Украине все виды оружия. Но почему они вели себя иначе, когда наша территория была оккупирована? Когда миллион человек были вынуждены покинуть свои дома, никто не помог нам. Почему они проявляют такое лицемерие? Мы требуем ответов на все эти вопросы», – заявил 4 октября Алиев.

У премьер-министра Армении Никола Пашиняна совершенно иная позиция. На днях он встретился с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, в разговоре с которым подчеркнул важность постоянной поддержки Парижа и готовность Еревана осуществить шаги, направленные на развитие всех сфер двусторонних интересов. В свою очередь, Макрон заявил о готовности к последовательному развитию отношений между странами.

Как бы там ни было, Пашинян и Алиев поужинали с президентом России Владимиром Путиным в день его рождения, а на следующий день они по отдельности провели с ним переговоры. Москва остается для них чрезвычайно важным и сильным во всех отношениях партнером, интересы которого невозможно игнорировать.

С азербайджанским коллегой российский лидер обсуждал «хорошие и интересные» инфраструктурные и энергетические проекты. С армянским – активизацию политического диалога, образование и рост торгового оборота между странами. При этом, по словам Ушакова, у Кремля была идея провести трехстороннюю встречу, но «она не была кое-кем поддержана».

Руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что Баку сближается с Москвой на фоне давления на него стран Запада. «Франция совершила большую ошибку, проводя политику против Азербайджана. Обостряя отношения с Баку, невозможно укрепить свои интересы на Южном Кавказе. При этом до избрания Макрона президентом Франции у нас были нормальные отношения. США повторяют ту же ошибку. Антиазербайджанская политика американского Конгресса и требование Палаты представителей ввести санкции против Азербайджана, главной страны региона, уже привели к тому, что для Баку Вашингтон и Париж оказались в одном ряду. Тем временем Россия не помешала Азербайджану во второй карабахской войне, благодаря чему он смог восстановить свою территориальную целостность. Российские миротворцы покинули Карабах раньше времени, что было положительно воспринято в Баку. Августовский визит Путина в Азербайджан стал примером сближения двух стран», – подчеркнул эксперт.

Вместе с тем Шахиноглу отметил, что сближение позиций российских и азербайджанских властей не означает, что Баку нуждается в посреднических услугах Москвы в рамках переговоров с Ереваном. Алиев остается заинтересованным в прямом диалоге с армянскими коллегами.

Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян, напротив, считает, что Баку не стал ближе к Москве, чем Ереван. «Разница только в том, что в последнее время Азербайджан избегает публичных антироссийских заявлений и шагов. Но при этом суть его политики говорит об обратном. Баку остается военно-политическим союзником Турции, в том числе продолжает переводить свои вооруженные силы на натовские стандарты. Также он участвует во всех энергетических и инфраструктурных проектах США и ЕС, призванных ослабить позиции России, Ирана и Китая. Кроме того, он уже сыграл ключевую роль в вытеснении России из Грузии (во времена Михаила Саакашвили), когда обеспечил ее своими энергоресурсами, а сейчас создает условия для ее выхода из Армении», – заявил «НГ» Халатян.

При этом глава АЦСИИ признает, что отношения между Ереваном и Москвой ухудшаются: армянские власти делают ставку в том числе на сближение с США и Францией. «На этом фоне некоторым в России хочется думать, что с Азербайджаном отношения находятся в лучшем положении… Но Баку не скрывает, что, опираясь на Запад, он избавился от влияния России в ходе изгнания армян из Нагорного Карабаха», – заключил Халатян.

Независимая газета. 08.10.2024

Читайте также: