Мир перемен. 2024. № 2
Мир перемен. 2024. № 2.
- содержание резюме
СОДЕРЖАНИЕ
Непонятый пророк
М. Горбачев. Глобальный мир
М. Горбачев. Мировая информатизация и Россия
А. Грачев. Ново-Огарево, 1991: Битва за Союз
Экономика
МЭФ-2024: Политический ландшафт изменился. Экономика.
Культура. Новые ориентиры (выдержки из пленарного заседания форума)
В. Чмырева. Транскаспийский международный транспортный маршрут: новые реалии и интересы России
Е. Романчук. Внешнеэкономические связи стран ЦА в условиях антироссийских санкций
М. Бороденко. Как геополитика влияет на экономику Молдовы
К. Кломега. Перспективы сотрудничества России с Африкой в сфере энергетики
Политика
Т. Валева. Экономические последствия антироссийской политики Болгарии
З. Дадабаева. Создает ли Афганистан угрозу экологической стабильности в регионе Центральной Азии?
Региональные сообщества
И. Медведев. Цифровая повестка ЕАЭС в контексте расширения партнерства со странами БРИКС
Культура
Е. Калоева. Опыт Балкан в борьбе за сохранение культурного наследия
РЕЗЮМЕ
А. Грачев. Ново-Огарево, 1991: Битва за Союз.
На начальной стадии перестройки ни проекты назревших и необходимых реформ, ни связанные с их реализацией неизбежные социально-экономические проблемы не предвещали возможного ослабления советского государства, тем более его возможного разрушения. И для М. Горбачева, как и его единомышленников, и для большинства жителей огромной страны, несколько поколений которой прожили при советской власти, Советский Союз выглядел незыблемым символом, воплощающим закономерный итог российской истории и представлявшим собой важнейший фактор мировой политики.
УДК: 321, 323.
EDN: BOWJZL
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_17
МЭФ-2024: Политический ландшафт изменился. Экономика. Культура. Новые ориентиры
Такова была тема ежегодного Московского экономического форума (МЭФ), который прошел в Москве 2–3 апреля1 . Программа была весьма насыщенной. Ведущие эксперты, в том числе иностранные, два дня обсуждали меры поддержки промышленности и реального сектора экономики в целом, пути достижения социальной справедливости, повышение рентабельности агропромышленного комплекса, социально-экономическое развитие Евразии и т. д. Организаторы МЭФ-2024 ключевое внимание уделили экономическим инструментам развития России. С их точки зрения, оптимальной является триада: стимулирующая налоговая политика (снижение налогов и наращивание расходов бюджета); мягкая денежно-кредитная политика (снижение ключевой ставки ЦБ); протекционизм в торговле. Предлагаем выдержки из материалов МЭФ-2024.
В. Чмырева. Транскаспийский международный транспортный маршрут: новые реалии и интересы России
Развитие транспортных коммуникаций и формирование международных транспортных коридоров – одно из направлений процессов регионализации. Это драйвер интеграции в регионе «пояса соседства» России, продолжающей играть центральную роль в консолидации региональных интеграционных инициатив в условиях геополитической турбулентности и беспрецедентного санкционного давления. Учитывая стремление ряда стран исключить РФ из трансъевразийских логистических цепочек путем создания обходных транспортных коридоров, а также продвижения конкурентных интеграционных проектов и стратегий в регионе, особое внимание следует обратить на Транскаспийский международный транспортный маршрут, или Срединный коридор. Его развитие представляется индикатором политизации интеграционных процессов в ущерб экономической целесообразности.
УДК: 327.
EDN: ELILRM
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_53
Е. Романчук. Внешнеэкономические связи стран ЦА в условиях антироссийских санкций
В статье выявлены ключевые факторы, обусловившие выбор центральноазиатскими государствами подхода к экономической дипломатии: поддержание ранее сформированных связей с Россией в сфере торговли и трудовой миграции при соблюдении установленных странами Запада ограничений. Этими факторами стало внутриконтинентальное положение республик, а также низкий производственный потенциал и малая связанность экономик внутри региона, вследствие чего доля центральноазиатских республик в мировой торговле и степень вовлеченности в глобальные цепочки добавленной стоимости остаются небольшими. На основе анализа статистики внешнего сектора государств ЦА за 2022 г. выявлено, что санкционное давление на нашу страну отразилось прежде всего на экономиках стран, являющихся членами Евразийского экономического союза. При этом наибольшие выгоды от геополитического противостояния получил Узбекистан, имеющий наиболее диверсифицированные внешнеэкономические связи.
УДК: 339.5, 339.7, 339.9.
EDN: OWIKJV
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_67
М. Бороденко. Как геополитика влияет на экономику Молдовы
Геополитическая ситуация в Восточной Европе продолжает осложняться. Это неизбежно сказывается на внешнеэкономической деятельности всех стран региона. Не стала исключением и Республика Молдова, чей внешнеполитический и экономический курс резко изменился в 2020 г. после прихода к власти действующей правящей команды в лице президента М. Санду и партии PAS. После этого Кишинев начал последовательно сокращать торгово-экономическое сотрудничество с Москвой и, напротив, углублять его с Европейским союзом, в частности с Румынией. В статье проанализируем и сравним, как изменились внешнеторговые связи Молдовы за последние годы.
УДК: 339.
EDN: IYPHOR
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_98
К. Кломега. Перспективы сотрудничества России с Африкой в сфере энергетики
Африка – один из самых быстрорастущих энергетических рынков в мире. Несмотря на то что континент уже прошел долгий период бурной постколониальной эры, его энергетическое сотрудничество с ведущими мировыми державами до сих пор выстраивается непросто. Более половины из порядка 1,4 млрд чел. населения черного континента по-прежнему не имеет доступа к электричеству в быту, а промышленные предприятия продолжают страдать от частых перебоев в подаче электроэнергии. Несколько саммитов, конференций и других мероприятий предоставили Африке возможность наладить международное сотрудничество и решить проблему энергетического дефицита. Однако ряд экспертов по энергетике по-прежнему считают, что африканские лидеры столкнулись с многочисленными препятствиями, в том числе речь идет и о явной неспособности расставить приоритеты в энергетическом секторе и перенаправить средства на обеспечение энергией как бытовых, так и промышленных нужд. Специалисты также полагают, что африканским странам не хватает средств, необходимых для решения проблемы. Впрочем, подход к ее решению сильно отличается в разных государствах Африки, в зависимости от конкретных условий.
Т. Валева. Экономические последствия антироссийской политики Болгарии
Последствия стремления Болгарии разорвать отношения с Россией начали оказывать реальное воздействие на ее экономическое развитие уже к концу 2022 г. При этом максимальный отрицательный результат сказался в 2023-м. В прошлом году, из-за полного прекращения поставок газа, удобрений, древесины и целого ряда других важных для экономики страны компонентов, российский экспорт в Болгарию упал на 45,8% – до 3,2 млрд евро; в 2024-м его объем сократится еще чувствительнее за счет остановки Болгарией импорта российской нефти. Уже с 2022 г. рост инфляции оказался выше, чем даже в «ковидный» 2020-й, в первую очередь из-за высоких цен на энергоносители. Тесную связь с европейской экономикой Болгария ощутила через снижение спроса на промышленные товары и сырье, что существенно сократило ее экспорт. Резкое замедление роста основных показателей экономического развития главных партнеров Болгарии по импорту в Европе, вызванное сокращением поставок российских энергоносителей, повлекло и отрицательные темпы прироста ее импорта.
УДК: 327.
EDN: GFUMKX
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_121
З. Дадабаева. Создает ли Афганистан угрозу экологической стабильности в регионе Центральной Азии?
Экология стала важной повесткой практически всех стран мира. Изменение экосистемы весьма неблагоприятно отразилось на жизни человечества, повлекло за собой многочисленные засухи и наводнения, цунами и землетрясения, таяние ледников, возросла зависимость населения от пресной воды. Причем речь идет не только о качестве воды, но и о способности государств управлять ее потреблением, включая состояние институционального и инфраструктурного потенциала, сбора гидрологических данных, которые необходимы для эффективного регулирования водных ресурсов. И поэтому возникает необходимость уделять больше внимания определению существующих оценок рисков для экологии и их последствий в разных регионах.
УДК: 339.9, 339.982.
EDN: VGVKWO
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_136
И. Медведев. Цифровая повестка ЕАЭС в контексте расширения партнерства со странами БРИКС
Санкционное давление, геополитическая турбулентность и фрагментация мировой экономики обусловили выход России на рынки нетипичных для нее торговых партнеров. В связи с этим недавнее расширение объединения БРИКС и появление такого формата, как БРИКС+, актуализирует поиск точек соприкосновения между программами развития экономики РФ и новых участников организации. В статье представлен обзор возможных направлений цифровизации и увеличения связанности между БРИКС и ЕАЭС, а также анализируются национальные программы развития цифровой экономики в странах БРИКС+. При схожести общих направлений цифровизации в странах БРИКС, включая новых участников, есть существенные различия в расстановке акцентов в национальных программах цифровизации экономик. А в странах ЕАЭС развитие цифровизации видится в большей степени в усилении двустороннего отраслевого сотрудничества между теми государствами, которые в настоящий момент имеют наиболее тесные торгово-экономические отношения.
УДК: 339.9.
EDN: VFHUZI
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_155
Е. Калоева. Опыт Балкан в борьбе за сохранение культурного наследия
Проблемы культуры, культурного наследия приобретают в современном мире все большее значение. Они становятся линиями раскола стран и отдельных обществ, а также способами их интеграции. Все это наглядно можно проследить на примере балканских стран, уже не одно десятилетие стремящихся решить проблемы культурного наследия, после окончания кровавого военного конфликта 1990-х годов.
УДК: 304.4, 32.
EDN: YPMLNO
DOI: 10.51905/2073–3038_2024_2_173