Владимир Зеленский держится за ударную позицию
Владимир Соловьев
Украинский лидер Владимир Зеленский считает, что боевые действия на территории его страны нельзя замораживать, и отвергает идею прекращения огня. Это он дал понять 7 июня во время выступления в Национальном собрании Франции. Тем временем на встрече с президентом США Джо Байденом в Париже господин Зеленский говорил о том, что Украина должна иметь возможности бить по целям на территории России. Заявления прозвучали накануне «саммита мира» в Швейцарии, где без участия РФ будут обсуждать, как положить конец битве Москвы и Киева.
Владимир Зеленский, прибывший накануне во Францию для участия в торжествах по случаю 80-й годовщины высадки союзников в Нормандии, 7 июня посвятил современной битве — нынешнему противостоянию Киева и Москвы. В Париже господин Зеленский выступил в Национальном собрании Франции и провел переговоры с американским коллегой Джо Байденом. Конфликт с Россией, естественно, был главной темой и в парламенте, и на переговорах с президентом США.
Речь президента Украины в нижней палате французского парламента можно было назвать воинственной. Отдав должное победе над нацизмом в прошлом веке, он перешел к современным боевым действиям в своей стране. «Мы живем в такое время, когда Европа снова перестала быть континентом мира»,— заявил господин Зеленский. По его словам, «эта битва является распутьем»: «Моментом, когда все вместе мы можем написать сейчас историю, как нужно нам, или можем стать жертвами истории — как нужно ему, нашему врагу».
Обращаясь к французским депутатам, украинский президент отверг возможность замораживания конфликта с Россией.
Он в очередной раз зафиксировал неизменность позиции Киева, которая заключается в том, что мир с Москвой возможен только на условиях Украины. Россия, в свою очередь, об этом не хочет и слышать.
Подобный настрой воюющих сторон накануне швейцарского «саммита мира» (он пройдет 15–16 июня) дает основания, если не уверенность, считать, что к миру этот форум, где, к слову, не будет представителей РФ, не приблизит. 7 июня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью РБК повторил позицию Москвы, которая заключается в том, что это «мероприятие — заведомо пустое с точки зрения содержания»: «Там будет много разных заявлений, громких заявлений, эмоциональных, более или менее эмоциональных. Какого-то результата это мероприятие не даст».
Между тем Владимир Зеленский, выступая во французском парламенте, упомянул о саммите с оптимизмом. По его словам, этот формат может в конечном счете «приблизить справедливое завершение войны». «Мы никогда не делали ставку только на силу оружия. Мы всегда заботились о дипломатии»,— подчеркнул господин Зеленский.
В этот же день на встрече с президентом США Джо Байденом украинский лидер говорил о том, что его страна «должна получить возможности наносить удары по военным целям на территории России».
«Мы рассчитываем на вашу дальнейшую поддержку и на то, что вы будете стоять с нами бок о бок. Это необходимо, чтобы наши люди чувствовали, что мы не одни, что мы с вами — с нашим стратегическим партнером»,— сказал господин Зеленский президенту Байдену.
Тот в ответ сообщил, что уже подписал дополнительный пакет помощи Украине на $225 млн. Средства, по словам Джо Байдена, предназначены на восстановление электросетей Украины. В стране большие проблемы с электроснабжением из-за ударов по энергетической инфраструктуре. Замглавы Минэнерго Украины Юрий Власенко в пятницу сообщил, что с 8 июня будет тестироваться новый порядок почасовых отключений электроэнергии.
Телеканал CNN сообщил, что Джо Байден во время встречи также принес Владимиру Зеленскому извинения за пробуксовку с принятием Конгрессом в начале года пакета помощи Украине. «Вы не сдались, вы не уступили, вы продолжаете сражаться так, что это просто замечательно, просто замечательно, и мы не собираемся от вас уходить»,— постарался приободрить украинского коллегу американский лидер.
По теме использования американского оружия для ударов по территории РФ господин Байден ничего не сказал.
По крайней мере, во время публичной части встречи с господином Зеленским. Российские власти, между тем, не раз предупреждали, что ответ на такие действия обязательно последует.
Так, Владимир Путин эту тему прокомментировал 5 июня на встрече с руководителями ведущих мировых информагентств. «Мы думаем на тему того, что если кто-то считает возможным поставлять такое оружие в зону боевых действий для нанесения ударов по нашей территории и создания проблем для нас, то почему у нас нет права поставлять наше оружие такого же класса в те регионы мира, где будут наноситься удары по чувствительным объектам тех стран, которые делают это в отношении России? То есть ответ может быть симметричным. Мы над этим подумаем»,— заявил президент РФ. А 7 июня он вновь вернулся к вопросу, сказав на пленарной сессии ПМЭФ: «Мы пока не поставляем (оружие.— “Ъ”), пока. Но мы оставляем за собой право это делать».
Коммерсантъ. 07.06.2024