В Таджикистане начат процесс омоложения элиты
Виктория Панфилова
На политической арене Таджикистана началась перестройка партийной элиты под предстоящие президентские выборы 2027 года. По слухам, они могут пройти досрочно. Основным кандидатом на пост главы государства ожидается 36-летний Рустам Эмомали, сын действующего президента Эмомали Рахмона. Его главным соперником может стать недавно назначенный на пост председателя Демократической партии Таджикистана (ДПТ) Шахбоз Аброр.
Прежний лидер ДПТ Саиджафар Усмонзода потерял не только кресло партийного босса, но и депутатский мандат. Накануне по представлению Генеральной прокуратуры он был арестован по обвинению в подготовке государственного переворота в сентябре 2021 года.
Демократическая партия Таджикистана, учрежденная в августе 1990 года, активно участвовала в политической жизни страны и выступала за независимость республики. На первых президентских выборах 1991 года ДПТ выдвинула кандидатом на главный государственный пост известного режиссера, общественного деятеля Давлатназара Худоназарова, набравшего 30,1% голосов избирателей. Второй кандидат Рахмон Набиев набрал 56,9% голосов, став таким образом первым президентом Таджикистана. Но уже в 1993 году деятельность ДПТ запретили на территории республики, а ее регистрацию аннулировали. Власти считали партию одной из зачинщиков гражданской войны 1992–1997 годов наряду с другими оппозиционными партиями, которые впоследствии создали блок Объединенной таджикской оппозиции. За свою историю ДПТ переживала интриги и кризисы. Только в 2013 году Министерство юстиции Республики Таджикистан (РТ) заново зарегистрировало ДПТ. Новым лидером партии стал Саиджафар Усмонзода, при котором ДПТ дважды участвовала в парламентских выборах и получала по одному месту в нижней палате Законодательного собрания.
Арест бывшего лидера Демпартии Саиджафара Усмонова, обвиненного в подготовке вооруженного государственного переворота, вызвал ряд вопросов и предположений. Доктор юридических наук Шакирджон Хакимов обратил внимание «НГ» на то, что без согласования с политическим руководством страны и силовыми структурами получить депутатский мандат было бы невозможно. По его мнению, поэтому Усмонзода отстаивал интересы ДПТ в меньшей степени, а больше представлял интересы пропрезидентской Народно-демократической партии.
Напомним, генеральный прокурор Таджикистана Юсуф Рахмон на очередном заседании нижней палаты парламента в конце минувшей недели обвинил Усмонзоду в сотрудничестве с лидерами запрещенного в Таджикистане и РФ «Национального альянса Таджикистана» – организации, объединившей оппозиционные партии и движения за рубежом, а также в предварительном сговоре с лидерами оппозиции по захвату государственной власти в Таджикистане.
По версии следствия, как сказал прокурор, Усмонзода планировал захват зданий военных и правоохранительных структур с помощью 3 тыс. бойцов террористических организаций, которые должны были быть переброшены в Таджикистан из-за рубежа. Финансовую помощь в размере 10 млн долл. для проведения митингов в стране Усмонзода запросил в одной из зарубежных стран. Прокурор также заявил, что Усмонзода признал свою вину. Это подтверждается материалами уголовного дела. Об этом сообщило государственное агентство «Ховар».
Арест Усмонзоды произошел вскоре после скандального внеочередного съезда ДПТ, на котором его заместители переизбрали председателя партии из-за «неудовлетворительной деятельности». Причем в отсутствие последнего. Новым лидером партии стал малоизвестный общественности 34-летний Шахбоз Аброр. Он выпускник факультета журналистики ТНУ, в настоящее время учится на факультете госуправления Академии управления и имеет мандат депутата ДПТ в Маджлисе (Совете) народных депутатов города Душанбе, а также пост директора Центра дружбы при мэрии Душанбе.
Стоит отметить, что пост мэра столицы, а также председателя верхней палаты парламента Таджикистана занимает сын главы государства Рустам Эмомали.
Эксперты говорят о том, что в Таджикистане идет подготовка к выборам – в парламент и президентским. Первые намечены на 2025 год, вторые пройдут в 2027 году. Но, по некоторым оценкам, президентские выборы состоятся гораздо раньше и властям необходимо зачистить политическое поле. Арест Усмонзоды наглядный тому пример – политик был довольно активным в социальных сетях и СМИ, много общался с журналистами. Видимо, эта активность устраивала не всех.
Новый партийный босс Шахбоз Аброр в интервью изданию «Азия плюс» сказал, что деятельность внутри партии, напротив, была неудовлетворительной, именно поэтому было принято решение переизбрать председателя партии. Аброр пообещал сделать все возможное, чтобы внутрипартийную ситуацию исправить и достойно выступить на предстоящих выборах. Например, партия уже пополнилась молодежью из регионов.
Что же касается президентской кампании, то лидер ДПТ готовится сам принять в ней участие. «Частью моей программы может быть вопрос искоренения коррупции и бюрократии в государственных учреждениях. Хотя у нас действует структура по борьбе с коррупцией, мы бы хотели внести предложения по улучшению работы этого ведомства», – сказал он изданию «Азия плюс».
Основным претендентом на главный государственный пост считается сын действующего президента Эмомали Рахмона Рустам Эмомали. Транзит власти начался уже довольно давно и даже затянулся. Его основным соперником станет лидер ДПТ Шахбоз Аброр, считают наблюдатели.
По мнению Шакирджона Хакимова, в последние годы в республике начат процесс омоложения политической и научной элиты. Это касается не только политических партий, но и Академии наук, университетов. «Несмотря на то что в Таджикистане есть достойные, грамотные политики и ученые, ставку делают на молодежь, хотя у них нет знаний, а их фамилии значатся на сайте «Антиплагиат». Это делается для того, чтобы создать благоприятный фон выборных кампаний», – считает эксперт. По его мнению, избран неправильный подход – вместо обновления политической элиты идет процесс омоложения. Получается, что вместо профессионалов во власть придут не совсем компетентные, зато молодые кадры.
Независимая газета. 17.06.2024