Азербайджан и страны Центральной Азии

Ирина Федоровская, старший научный сотрудник Сектора «Россия и новые государства Евразии», Центр постсоветских исследований, ИМЭМО РАН


Готовность принять на себя роль регионального лидера на Южном Кавказе была присуща Азербайджану на протяжении всего постсоветской периода. На то у него были все причины — удачное географическое расположение с точки зрения транспортной логистики, выход к Каспийскому морю, обладание существенными запасами энергоресурсов и относительно развитая экономика. Однако в течение длительного времени все внутренние и международные усилия Азербайджана были направлены на возвращение Карабаха. После решения карабахской проблемы и восстановления территориальной целостности азербайджанские власти всерьез занялись укреплением позиций страны на международной арене.

Сегодня одним из приоритетов азербайджанской дипломатии становится расширение и углубление сотрудничества с географически близкими государствами и в первую очередь — со странами Центральной Азии (Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном).

Следует отметить, что Азербайджан и страны ЦА многое объединяет — общее советское прошлое — и, соответственно, особый характер отношений с Россией, — близость языка (все упомянутые страны, за исключением Таджикистана, относятся к тюркоязычной группе), признание важности религиозного фактора в общественной жизни при сохранении ведущей роли государственных политических институтов. Кроме того, элиты Азербайджана и стран ЦА едины в стремлении найти свое место в новом мироустройстве, стараясь не допускать доминирующего влияния какой-либо глобальной державы в регионе.

В своей внешней политике Азербайджан в первую очередь нацелен на развитие двусторонних отношений; он сдержанно относится к возможностям международных организаций в области решения проблем международной безопасности и социально-эконмического развития. Правда, в их число не входит Организация тюркских государств, на которую Азербайджан возлагает большие надежды в вопросе укрепления сотрудничеств и интеграции со всеми тюркоязычными странами.

Это касается и стран Центральной Азии. На протяжение более чем 30 лет независимости Азербайджан по мере возможности выстраивал с ними дружественные связи. Исключением, возможно, является Туркменистан, с которым у Баку есть разногласия по поводу нефтяных месторождений на шельфе Каспийского моря, и поэтому характер отношений между странами похож на маятник.

В последние годы, особенно после окончания Карабахской войны, интенсивность связей Азербайджана со странами ЦА заметно увеличилась. В 2021–2023 гг. президент Азербайджана И.Алиев неоднократно посещал все страны ЦА, а также принимал в Баку их лидеров. Он стал первым из глав государств, расположенных за пределами центральноазиатского региона, который был приглашен в качестве почетного гостя на пятую Консультативную встречу глав государств Центральной Азии, проходившую в сентябре 2023 г. в Таджикистане.

Основными направлениями сотрудничества Азербайджана и стран ЦА являются транспорт, энергетика, инвестиции и торговля. Хотя сегодня товарооборот Азербайджана со странами региона не превышает 1 млрд долл., он демонстрирует быстрые темпы роста. Как заявил на встрече в Таджикистане И.Алиев, в 2022 г. товарооборот Азербайджана со странами ЦА увеличился более чем в три раза по сравнению с 2021 г., а за семь месяцев 2023 г. он вырос еще на 50%. Кроме того, на ближайшие три года согласован объем взаимных инвестиций более чем на 1 млрд долл. В процессе реализации находятся совместные проекты в сфере промышленной кооперации, машиностроения, автопрома, судостроения и сельского хозяйства[1].

Особое место в сотрудничестве Азербайджана и стран ЦА занимает развитие транспортных коммуникаций — эффективно действующих логистических коридоров, в чем сильно заинтересован и Азербайджан, стремящийся стать ведущим транспортным хабом регионального, если не мирового уровня, так и страны Центральной Азии, желающие диверсифицировать пути доступа к рынкам Турции и Европы.

Сегодня существует несколько проектов транспортных коридоров, идущих с Востока на Запад, позволяющих соединить Китай и Индию со странами Южной Европы, а также с Юга на Север, дающих возможность товарам из Ирана и Индии поступать на рынки Северной Европы. Так, разработанная в Китае система транспортных артерий, предполагает в том числе доставку китайских грузов по суше — через Центральную Азию и Южный Кавказ в Европу. В этот проект включены многие страны Азии (в том числе Центральной) и Южного Кавказа (в том числе Азербайджан).

Речь идет, прежде всего, о так называемом Срединном коридоре, или Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), который проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу. Развитие инфраструктурных возможностей в рамках этого коридора создаст благоприятные условия для центральноазиатских республик для увеличения их товарооборота с Турцией и странами Европы.

Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, еще в 2017 г. была открыта железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, активно используемая Казахстаном для транспортировки грузов, поступающих в Азербайджан по Каспийскому морю и далее — в Турцию и Европу. Однако ее пропускная способность уже не отвечает потребностям растущего спроса на грузоперевозки по маршруту Восток — Запад. Сегодня Азербайджан занимается серьезной реконструкцией дороги и ее модернизацией, чтобы увеличить объем грузопотока по БТК с 1 млн т до 5 млн т уже в 2024 г.

Не справляется с возросшими нагрузками и портовое хозяйство Азербайджана. Новый Международный Бакинский торговый порт в поселке Алят расширяется. В 2023 г. началась разработка генерального плана второй фазы его строительства. После завершения строительства порт сможет принимать не 15, а 25 млн т грузов в год. Кроме того, Азербайджан — несмотря на то, что располагает самым крупным на Каспии торговым флотом (50 судов), — принимая во внимание растущую потребность грузоотправителей из стран Центрально Азии, вкладывает деньги в расширение своей судостроительной верфи, чтобы довести количество строящихся танкеров и сухогрузов с нынешних шести до 10–15 в год.

Помимо наземного и морского транспорта Азербайджан задействует свои газо- и нефтепроводы для транспортировки углеводородов из стран Центральной Азии. Так, c 2023 г. Казахстан использует нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан для прокачки 1,5 млн т нефти с последующим увеличением объемов транспортировки до 6,5 млн т, а к концу 2025 г. до 15 млн т.

Расширяется сотрудничество Азербайджана и центральноазиатских стран и в области телекоммуникаций. В 2023 г. Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о создании СП для строительства и эксплуатации Транскаспийской волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая будет проложена по дну Каспийского моря. ВОЛС станет частью проекта «Цифровой Шелковый путь», предусматривающего создание нового цифрового коридора между Европой и Азией. Реализация этого проекта будет способствовать ускорению передачи данных между странами Центральной Азии и Европы, а Азербайджану будет уготована роль цифрового хаба. Таким образом, взаимодействие в области эксплуатации и развития разного рода транспортных коммуникаций является одной из ведущих сфер сотрудничества стран ЦА и Азербайджана. Как отметил президент И.Алиев, «наши братья в Центральной Азии знают, что вся транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана открыта для них»[2].

Главным политическим и экономическим партнером Азербайджана в Центральной Азии является Казахстан. В 2022 г. страны подписали Декларацию об укреплении стратегических отношений и углублении союзнического взаимодействия, а также Комплексную программу сотрудничества на 2022–2025 гг. Товарооборот между ними неуклонно растет, и Казахстан входит в пятерку крупнейших импортеров азербайджанской нефти и нефтепродуктов — за последние 17 лет (на апрель 2023 г.) взаимные инвестиции двух стран составили порядка 306 млн долл. у Азербайджана и 95 млн долл. у Казахстана[3].

В ближайшие годы усилия двух стран будут направлены прежде всего на сотрудничество в области модернизации транспортной инфраструктуры — в частности, увеличения пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута. Большое значение приобретает упомянутая прокладка ВОЛС. Кроме того, Казахстан, серьезно нацеленный на диверсификацию своего нефтяного экспорта, рассчитывает в этом смысле на Азербайджан как основного транзитера казахской нефти не на Восток (прежде всего — в Китай), а на Запад.

В последнее время крепнут связи Азербайджана и Казахстана и в политической сфере. Недаром Астана была выбрана Баку в качестве площадки для переговоров между Азербайджаном и Арменией по поводу заключения мирного договора. В целом, страны объединяет общее видение региональных проблем. Так, Азербайджан, Казахстан и Россия выступают с единой позицией по «разделу» Каспийского моря. Кроме того, Баку и Астана являются приверженцами положений Алма-Атинской декларации 1991 г., определяющей границы государств после распада СССР. Поэтому Казахстан поддержал возвращение Карабаха в состав Азербайджана и даже собирается построить в Физули образовательный центр.

Другим важным партнером Азербайджана в Центральной Азии является Узбекистан, с которым также подписана Декларация по углублению стратегического партнерства и наращиванию всестороннего сотрудничества. Страны заинтересованы в реализации совместных промышленных и энергетических проектов, росте взаимных инвестиций и наращивании товарооборота, а также сотрудничестве в военной и военно-политической сферах.

В 2022 г. был создан совместный инвестиционный фонд в размере 500 млн долл. для усиления производственной кооперации между Азербайджаном и Узбекистаном. Богатый природными ресурсами Узбекистан наращивает сотрудничество с Азербайджаном в разведке и разработке полезных ископаемых — например, месторождений золота. С другой стороны, «Узбекнефтегаз» и азербайджанская госнефтекомпания «SOCAR» собираются совместно разрабатывать три углеводородных месторождения на территории Азербайджана. Важной сферой сотрудничества двух стран является автомобилестроение.

Что касается транспортных проектов, то Узбекистан как участник Транскаспийского транспортного коридора очень заинтересован в повышении его эффективности. С этой целью он первым из стран ЦА начал переговоры с Азербайджаном о создании узбекских складских помещений и контейнерных терминалов в Бакинском международном торговом порту.

Таджикистан и Кыргызстан — наиболее отдаленные от Азербайджана в географическом плане страны ЦА, однако и с ними Баку старается поддерживать взаимовыгодные отношения. Сотрудничество развивается динамично, демонстрируя в последние 2–3 года значительный рост. Так, товарооборот между Кыргызстаном и Азербайджаном в первой половине 2023 г. в четыре раза превысил показатели первой половины 2022 г. Для содействия экономическому сотрудничеству и стимулирования обмена инвестициями страны подписали документ о создании азербайджано-кыргызского фонда развития, а также подготовили пятилетнюю программу по активизации взаимодействия в транспортно-логистической сфере, области информационно-коммуникационных технологий, образования, туризма и спорта.

Что касается сотрудничества с Таджикистаном, то здесь реализуются совместные проекты в энергетическом секторе, нефтяной, алюминиевой и легкой промышленности, транспорте, телекоммуникациях и банковской сфере. И, конечно, Таджикистан, как и Кыргызстан, проявляет интерес к транспортно-логистическим проектам с участием Баку — они могут быть полезны как с точки зрения увеличения товарооборота с Азербайджаном, так и в контексте вывода продукции на мировые рынки.

Туркменистан, несомненно, является одним из важнейших экономических партнеров Азербайджана в Центральной Азии, но одновременно и самым сложным. Стороны долго не могли договориться о разработке шельфового углеводородного месторождения «Достлуг» — обе претендовали на него, — и достичь соглашения удалось лишь в 2021 г. Согласно нему, доля Туркменистана в разработке составляет 70%, Азербайджана — 30%. После разрешения спора Баку и Ашхабад стали активно наращивать взаимодействие в транспортно-логистической, торговой и инвестиционной сферах. Однако в 2024 г. в их отношениях вновь возникли проблемы. Туркмения отказалась поставлять газ в Азербайджан через Иран по заключенным в 2021 г. своп-соглашениям под предлогом, что азербайджанская сторона хочет приобретать газ ниже рыночной стоимости. Такие колебания во многом характеризуют отношения Азербайджана и Туркмении.

***

Несмотря на существующие проблемы, страны Центральной Азии и Азербайджан объективно заинтересованы в развитии отношений во многих сферах. Хотя объемы сотрудничества пока невелики, вероятен их дальнейший рост — тому способствует обоюдная заинтересованность сторон. Благодаря транзиту товаров из Центральной Азии стремление Азербайджана превратиться в транспортный хаб становится реальностью, а реализация его экономических проектов со странами ЦА способствует закреплению за Баку статуса перспективного партнера.

_________________

Список литературы

[1]. Гасанов К. Чем Азербайджан интересен Центральной Азии? // Весник Кавказа. 15.09.2023. URL: https://vestikavkaza.ru/analitics/cto-azerbajdzan-mozet-dat...

[2]. Пашаева Г. Азербайджан и Центральная Азия: партнерство на пути к «позитивной незаменимости». // aircenter.az. 05.10.2023. URL: https://aircenter.az/ru/post/azerdaydjan-i-centralynaya-aziya....

[3]. Ниязов Н. Азербайджан и тюркоязычные страны Центральной Азии – углубление взаимодействия. // ru.valdaiclub.com. 22.02.2024. URL: https://ru.vldaiclub.com/a/highlights/azerbaydzhan-i-strany-tsentr...

РСМД. 10.06.2024

Читайте также: