Маршрутный вопрос
Кристина Боровикова
По итогам первых десяти месяцев 2023 года торговый оборот Евразийского региона с Китаем увеличился на 16%, до $277 млрд, следует из нового обзора ЕАБР. Доклад организации фиксирует значительное расширение торговли с КНР фактически для всех стран ЕАЭС — и прежде всего для России. Увеличение поставок уже заметно отразилось на структуре грузовых перевозок в регионе. Впрочем, перестройка маршрутов, по всей видимости, только начинается: инициатив вокруг новых логистических решений становится все больше, инвестиции в расширение торгово-транспортных коридоров растут. Выиграть от ситуации, в которой действующей инфраструктуры для стабильных поставок уже не хватает, может Казахстан — транзит через территорию страны продолжает увеличиваться.
В 2023 году Евразийский регион (страны ЕАЭС, Таджикистан и Узбекистан) вновь заметно нарастил торговлю с Китаем, фиксирует новый обзор ЕАБР «Инфраструктура Евразии: краткосрочные и среднесрочные тренды» (есть у “Ъ”). Из доклада следует, что за первые десять месяцев года внешнеторговый оборот Евразийского региона с КНР увеличился на 16%, до $277 млрд. Для сравнения: за весь 2022 год он составил $267 млрд. Основной прирост ожидаемо обеспечила РФ, замещающая поставками из Китая выпавшие из-за санкций европейские отгрузки. Напомним, по данным китайской таможни, торговый оборот страны с РФ за 2023 год увеличился на 26%, до $240 млрд ($190 млрд — в 2022-м).
Стремительное расширение торговли с КНР стало драйвером перестройки транспортно-логистических маршрутов в регионе, отмечают в ЕАБР. Так, наращивание потока внешнеторговых грузов РФ через Восточный полигон (объединяет Транссиб и БАМ) и дальневосточные порты РФ привело к высокой загрузке не только на них, но и на железнодорожных подходах к портам, а также сухопутным железнодорожным пунктам пропуска. Необходимость модернизации участка стала очевидной именно на фоне переориентации российских поставок в Китай — предполагается, что заметно расширить его пропускную способность получится к 2035 году (см., например, “Ъ” от 15 февраля).
В целом доклад фиксирует резкий рост числа инициатив по развитию евразийских транспортных коридоров в 2023 году.
Речь идет, в частности, о Центральном евразийском коридоре и Транскаспийском международном транспортном маршруте. «Заинтересованность в их развитии проявляют все ключевые игроки: Россия, Китай, Иран, Индия, Турция, Пакистан, европейские страны и США»,— отмечается в докладе. Рост инвестиций в развитие маршрутов фиксируется и аналитиками МВФ и ВБ (см. “Ъ” от 9 июня и 28 ноября 2023 года).
Бенефициаром же увеличения товарооборота региона с Китаем остается Казахстан, транзитные перевозки через который за 11 месяцев 2023 года выросли на 19%, до 24,8 млн тонн, оценивают в ЕАБР. Наращивание пропускной способности казахстанской инфраструктуры на горизонте ближайших лет будет оставаться важной «точкой притяжения» инвестиций: укрепление транзитного потенциала предполагает среди прочего строительство новых железнодорожных линий. Одним из наиболее амбициозных проектов выглядит запуск ж/д линии Бахты—Аягоз, реализация проекта, в который вложено чуть больше 320 млрд тенге (62 млрд руб.), началась в конце прошлого года. В ЕАБР предполагают, что открытие третьего ж/д перехода на границе с Китаем позволит увеличить пропускную способность еще на 20 млн тонн — маршрут, как ожидается, будет активно задействоваться в том числе для перевозки грузов из КНР в РФ.
Коммерсантъ. 20.03.2024