Проблемы транспортных проектов Южного Кавказа
Ирина Федоровская, старший научный сотрудник Сектора «Россия и новые государства Евразии», Центр постсоветских исследований, ИМЭМО РАН
В силу своего географического положения Южный Кавказ располагается на перекрестке транспортных маршрутов, идущих из Восточной Азии в Европу (восток — запад), а также из России и Северной Европы в Южную Азию (север — юг). В новых геополитических условиях эти транспортные артерии приобретают особую роль в развитии международного экономического сотрудничества. В данных обстоятельствах некоторые страны Южного Кавказа и соседних с ним регионов (Азербайджан, Турция, Иран) предлагают различные проекты для создания на их территориях транспортно-логистических хабов не просто регионального, но и мирового уровня.
Не осталась в стороне от этих процессов и Армения, представив транспортный проект «Перекресток мира» (ПМ). Он предусматривает развитие коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Республикой Иран. В рамках этого проекта предполагается создание в Армении новой транспортной инфраструктуры, для чего потребуется отремонтировать или построить заново целую сеть автомобильных и железных дорог, проложить трубопроводы, подземные кабели и возвести линии электропередачи. При этом, что очень важно, вся транспортная инфраструктура должна функционировать в рамках юрисдикции Армении, которая будет через свои государственные институты осуществлять пограничный и таможенный контроль, а также обеспечивать ее безопасность.
Армения уже сейчас, по словам ее лидера Н. Пашиняна, готова установить 7 контрольно-пропускных пунктов на границах с Азербайджаном и Турцией, а также начать восстановление четырех железнодорожных участков общей протяженностью 130 км, которые позволят обеспечить сообщение между Арменией, Азербайджаном и Турцией, в том числе и между Азербайджаном и его эксклавом Нахичеванской автономной республикой (НАР).
В дальнейшем, как считают составители проекта ПМ, модернизированная транспортная система Армении может стать важным звеном транспортных маршрутов, позволяющих соединить Каспийское море со Средиземным, а Персидский залив с портами Черного моря. Общая стоимость проекта по самым предварительным (возможно не полным) оценкам составит 500 млн долл. В армянском правительстве уверяют, что уже в первый год работы транспортная система Армении будет в состоянии обеспечить транзит 4,7 млн тонн грузов и 300 тыс. пассажиров, а к 2050 году объем перевозимых через территорию республики грузов может увеличиться до 10 млн тонн.
Транспортный проект «Перекресток мира» несомненно очень выгоден Армении для восстановления своей экономики, которая испытывала (и испытывает) большие проблемы в условиях транспортной блокады, однако его реализация может столкнуться с серьезными проблемами. Одна из главных — отсутствие в стране достаточных финансовых средств. В этой связи сегодня армянское руководство занято поиском инвесторов.
Понятно, что в современных реалиях ни Азербайджан, ни Турция, которым, казалось бы, весьма выгодно установить сухопутное сообщение через территорию Армении, в развитии транспортной системы соседней страны особо не заинтересованы. Во-первых, они сами вынашивают планы по созданию на своих территориях международных логистических центров, поэтому появление нового игрока нат этом поле им явно не на руку. Кроме того, Азербайджан и Турция все это время и так вполне успешно выстраивали транспортные коммуникации в обход Армении.
Во-вторых, тесное транспортное сотрудничество между соседними государствами, а тем более осуществление совместных проектов в этой области требует другого уровня доверия. Все три страны, особенно после поражения Армении в войне и потери Нагорного Карабаха, пока, как показывает хотя бы ход переговоров о заключении мирного договора между Арменией и Азербайджаном, не в состоянии взаимодействовать исходя из компромиссов и учета интересов друг друга. Что говорить, если многие в Азербайджане восприняли проект «Перекресток мира» как подготовку к реваншу со стороны Армении.
Иран — еще один важный актор процессов, происходящих в регионе Южного Кавказа. Он очень заинтересован в продвижении своих товаров на мировые рынки, поэтому с интересом присматривается ко всем региональным транспортным проектам. Доставлять свои грузы через территорию Армении к грузинским черноморским портам Иран готов, однако он вряд ли настроен потерять часть транзита, который в случае успеха проекта перейдет к Армении. Поэтому, хотя на словах Иран поддерживает проект как залог мира и стабильности в регионе, на его финансовое содействие рассчитывать Армении, скорее всего, не придется.
Что касается России, то здесь ситуация неоднозначная. РФ в современных политических реалиях, несомненно, заинтересована в развитии альтернативных транспортных коридоров, особенно коридора «Север — Юг». В этом смысле она готова и уже, по сути, принимает участие в реализации проекта «Перекресток мира». В настоящий момент Россия направила 150 млн долл. на строительство четвертой очереди автодорожного маршрута, являющегося частью коридора «Север — Юг» и проходящего по территории Армении. РФ также готова выделить 200 млн долл. на строительство Каджаранского тоннеля. Этот вопрос сейчас находится на согласовании. С другой стороны, отношения Еревана и Москвы в настоящее время нестабильны, к тому же не только Армения сейчас испытывает финансовые проблемы. Россия, которая и готова бы была более активно участвовать в проекте, чтобы тем самым усилить свое несколько пошатнувшееся влияние на Южном Кавказе, в настоящий момент не располагает свободными средствами для этого.
Что касается западноевропейских партнеров Армении, то проект «Перекресток мира» был представлен на проходившем в Брюсселе форуме инвесторов Global Gateway, однако пока ничего не известно о какой-либо заинтересованности в проекте со стороны каких-либо государств Европы.
Следует отметить, у проекта «Перекресток мира» есть и политическая составляющая. Его появление связывают с попыткой Армении раз и навсегда решить проблему Зангезурского коридора.
Как известно, Баку обвиняет Ереван в несоблюдении пункта 9 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., предусматривающего, что все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы, причем Армения обязывается гарантировать безопасность транспортного сообщения из Азербайджана в Нахичевань. До настоящего времени попасть из Азербайджана в НАР можно либо через Иран (700 км), либо через Грузию и Турцию (1200 км).
Азербайджан предлагает проложить дорогу, соединяющую его с Нахичеванью, по Сюникскому району Армении. Эта дорога известна под названием Сюникского или (в азербайджанской терминологии) Зангезурского коридора. Новая дорога позволит сократить путь из Азербайджана в НАР по разным оценкам от 40 до 70 км (в зависимости от того, где будет проложена железнодорожная магистраль).
Баку крайне заинтересован в прокладке дороги в ближайшие сроки по многим причинам, как политического, так и экономического характера. Прежде всего, разблокировка транспортных связей между основной территорией республики и ее эксклавом позволит Азербайджану иметь прямую сухопутную связь со своим основным партнером и союзником — Турцией с ее средиземноморскими портами. Это, по экспертным оценкам, приведет к увеличению экспорта страны на 710 млн долл. Помимо этого, Азербайджан рассчитывает, что Зангезурский коридор облегчит доступ его нефти и газа на западноевропейские рынки. В настоящий момент поставки газа осуществляются через Иран, который в качестве платы за транзит забирает себе 15% экспортируемого через его территорию азербайджанского газа.
Кроме того, Зангезурский коридор мог бы сыграть важную роль в осуществлении масштабных планов Азербайджана по превращению страны в транспортно-логистический хаб мирового уровня. Недаром, еще до окончательного решения по Зангезурскому коридору, в мае 2021 г. в НАР недалеко от армянской границы началось строительство железной и автомобильной дороги на участке Горадиз — Агбанд, последняя из которых должна быть введена в эксплуатацию уже в этом году.
Однако реализация столь выгодного для Азербайджана проекта упирается в позицию Армении, которую не устраивает предлагаемый азербайджанской стороной статус дороги. Изначально предполагалось, что грузы и пассажиры из Азербайджана должны были пересекать территорию Армении свободно, без всякого таможенного и пограничного досмотра. Эксплуатацию дороги и обеспечение ее безопасности должно было осуществляться также азербайджанской стороной. Таким образом, железная дорога и участок земли, на которой она расположена, становились практически собственностью Азербайджана.
В настоящий момент Баку несколько уменьшил свои требования, отказавшись от экстерриториальности дороги, однако по-прежнему требует свободного пропуска поездов по Зангезурской дороге. При этом Азербайджан по-прежнему напрямую связывает снятие транспортной блокады Армении с прокладкой Зангезурского коридора.
Правда, с некоторых пор в Азербайджане стали избегать термина «коридор». Но и эта уступка почти ничего не изменила в позиции Армении. Более того, в Ереване заговорили о претензиях Азербайджана на южную часть Армении, которая до вхождения Азербайджана в СССР являлась частью существовавшей тогда Азербайджанской демократической республики, чьим преемником и считает себя современный Азербайджан.
И хотя Баку отрицает какие-либо дополнительные территориальные претензии к Армении, недоверие и подозрительность в отношениях двух стран настолько сильны, что часто мешают рациональному подходу к решению проблем.
Впрочем, с некоторых пор в Азербайджане заговорили о том, что проект Зангезурского коридора уже теряет свою актуальность. Связано это с некоторыми интересными предложениями, с которыми в последнее время выступает Иран. Дело в том, что Иран всегда с большой настороженностью относился к строительству дороги из Азербайджана в Нахичевань через территорию Армении с непонятным статусом как по экономическим, так и политическим причинам.
С одной стороны, Иран опасается потерять роль главного транзитного партнера Азербайджана, тем самым ослабив свои рычаги давления на него. Роль Турции при этом только возрастет, что лишь усилит соперничество двух стран за влияние в регионе. С другой стороны, в Иране опасались, что экстерриториальная дорога может отрезать Иран от своего важного экономического и политического партнера — Армении.
В результате, имея в виду сохраняющуюся неуступчивость Армении в вопросе Зангезурского коридора, Иран предложил Азербайджану проложить железнодорожный и автомобильный маршруты (по протяженности чуть больше Зангезура) по своей территории. Этот проект под названием «Араксский коридор» или «Иранский путь» был также поддержан Турцией. Вряд ли можно говорить о том, что Азербайджан окончательно отказался от идеи Зангезурского коридора, а его широко анонсируемое сотрудничество с Ираном в этой области может носить скорее показательный характер. Армению в очередной раз предупреждают, что если вопрос с Зангезурским коридором не будет решен, то страна окончательно окажется в стороне от мировых транспортных потоков, если вообще будет снята ее транспортная блокада.
Надо сказать, что Армения в проекте «Перекресток мира» берет на себя обязательства по соединению Азербайджана с Нахичеванью по своей территории, хотя этот путь и лежит в стороне от основных предлагаемых в проекте маршрутов. Главное же условие Еревана, что дорога должна находиться под юрисдикцией Армении. Азербайджан пока не готов согласиться с такими условиями, требуя дополнительных гарантий безопасности и свободного провоза грузов.
Россия внимательно наблюдает за ситуацией с транспортом в регионе. Она заинтересована в скорейшем открытии сухопутного пути в Турцию через Азербайджан, и строительство маршрута, связывающего Нахичеванскую Автономную Республику с остальной территорией Азербайджана через Сюникскую область Армении, вполне соответствует этим интересам. Конечно, проект «Перекресток мира» тоже выглядит многообещающим, но его полная реализация пока под большим вопросом. Для того, чтобы хотя бы какой-то из этих проектов заработал, потребуются шаги навстречу друг другу двух соседних государств Южного Кавказа. Пока же ситуация выглядит тупиковой.
РСМД. 16.02.2024