Дональд Туск открыл сезон посадок

Алексей Забродин


Политическое противостояние в Польше получило новый поворот. Двое представителей теперь уже оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС), ранее занимавших высшие должности в МВД, были отправлены в тюрьму прямо из президентского дворца. На этом фоне бывшие руководители республики вывели к зданию правительства тысячи протестующих. Усиливающаяся политическая конфронтация грозит параличом власти в Польше и ставит под вопрос перспективы реализации программы нового премьера Дональда Туска.

Дональд Туск, месяц назад после многолетнего перерыва вернувшийся в кресло премьера, проявил немало рвения в попытках на 180 градусов развернуть внутреннюю и внешнюю политику Польши. Однако пока он несильно преуспел в этом деле. Без компромисса с президентом Анджеем Дудой, который имеет право наложить вето на любое решение Сейма, проведение реформ, нацеленных на либерализацию действующего законодательства страны, невозможно. В декабре, когда господин Туск и его союзники только сформировали новое правительство, речь шла о потенциальных сложностях в диалоге с президентом. Но сейчас сотрудничество между лидером государства и кабинетом министров кажется чем-то невероятным. Как и взаимопонимание между господином Туском и партией Ярослава Качиньского «Право и справедливость».

Конфронтация нынешних властей и ПиС, за восемь лет правления которой Польша рассорилась с Брюсселем и превратилась в одно из самых консервативных государств Европы, вышла на новый уровень 10 января. В этот день прямиком из президентского дворца в тюрьму отправились экс-министр внутренних дел Мариуш Каминьский и его заместитель Мацей Вонсик.

Скандальная история берет начало еще в 2007 году, когда тандем Каминьский—Вонсик возглавлял Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ). В рамках борьбы с коррупцией чиновники попытались доказать причастность к взяткам тогдашнего вице-премьера Анджея Леппера, но доказать ничего не смогли. В итоге господа Каминьский и Вонсик стали фигурантами уголовного дела по обвинению в превышении полномочий и незаконной оперативной деятельности, после чего в 2015 году Окружной суд Варшавы приговорил их к трем с половиной годам тюрьмы. Однако избранный в том же году президентом Анджей Дуда помиловал чиновников, которые тут же вошли в правительство ПиС, заняв должности главы и замглавы МВД.

В июне 2023-го Уголовная палата Верховного суда отменила решение о прекращении дела против Мариуша Каминьского и Мацея Вонсика, а в декабре, уже после прихода к власти Дональда Туска, Окружной суд Варшавы признал их виновными в превышении полномочий во время работы в ЦАБ и приговорил к двум годам тюрьмы. В ПиС тут же заговорили о политическом преследовании своих товарищей — на тот момент депутатов нового состава Сейма, избранного в октябре. Возмутился и Анджей Дуда, чье решение о помиловании было признано недействительным.

Когда 8 января 2024 года Окружной суд Варшавы сообщил о выдаче ордеров на арест господ Каминьского и Вонсика, политики в прямом смысле начали искать защиты у Анджея Дуды. Однако это им не помогло: полиция арестовала экс-чиновников прямо во дворце президента, пока тот отлучился на встречу с лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской.

Вернувшийся с переговоров господин Дуда выступил с заявлением, из которого следовало: он потрясен произошедшим и считает, что над Польшей нависла серьезная угроза конституционного кризиса.

«Я не успокоюсь, пока министр Мариуш Каминьский и его коллеги снова не станут свободными людьми»,— сказал президент Польши.

11 января Анджей Дуда выступил с обращением к нации, заявив о появлении в Польше «первых политзаключенных со времен коммунизма». Президент заявил, что вновь запускает процедуру помилования. Пока Анджей Дуда произносил речь, рядом с ним стояли жены арестованных политиков. Обращение главы государства стало прологом к многотысячной акции протеста, устроенной оппозицией под вечер в Варшаве.

Организаторы акции против «произвола правительства», на которую поляков автобусами свозили со всей страны, выражали надежду, что на варшавских улицах соберется 100-тысячная толпа. Как отметила Gazeta Wyborcza, выражать недовольство было решено с помощью лозунгов о защите Конституции, демократии и свободных СМИ, а также о противостоянии «авторитарному режиму».

Как бы ни сложилась судьба господ Каминьского и Вонсика, их историю Анджей Дуда и ПиС будут по полной использовать в попытках ослабить позиции действующего правительства. По данным польских СМИ, после арестов в президентском дворце глава государства решил по максимуму задействовать право вето — не подписывать инициированные правящей коалицией законопроекты.

Цели противоборствующих сторон предельно ясны.

Дональду Туску с союзниками необходимо зачистить госучреждения и ведомства от сторонников ПиС и реализовать обещанные избирателям и ЕС реформы по демократизации страны (в частности, по возвращению независимости судебной системе).

И хотя ничего на этом пути еще толком не сделано, посадка экс-чиновников — неплохая возможность продемонстрировать, что работа ведется. Не зря же замглавы МВД Чеслав Мрочек в ответ на все претензии пояснил, что члены ПиС «задержаны в соответствии с постановлением суда». Таким образом, реформ еще нет, а суд вроде как заработал.

Задача же ПиС — сделать невозможной работу нынешнего правительства и заставить Дональда Туска досрочно завершить свое пребывание во власти. И в этом деле посадка однопартийцев — удобный способ поднять ставки. Ярослав Качиньский и экс-премьер Матеуш Моравецкий еще до Анджея Дуды заявили, что впервые с 1989 года в Польше появились политические заключенные.

Примечательно, что ПиС годами игнорировала требования Брюсселя и решения Европейского суда, а теперь апеллирует к ЕС и просит не позволить Дональду Туску «разрушить верховенство закона». «Я прошу представителей международных организаций, особенно институтов ЕС, занять недвусмысленную позицию в отношении этого ужасающего поворота событий»,— обратился к евробюрократии Матеуш Моравецкий, ранее увлеченно ей противостоявший.

Между тем в декабре 2023-го Дональд Туск во время посещения Брюсселя заручился поддержкой руководства ЕС, которое в лице главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен заверило, что находится «на его стороне». Из бельгийской столицы премьер привез в Варшаву благую весть, что ЕС согласился разблокировать €5 млрд, причитающихся Польше от европейских фондов, но замороженных из-за политики прежних властей. В Брюсселе, впрочем, не скрывали, что речь идет об авансе: оставшиеся десятки миллиардов евро будут разблокированы только после реализации обещанных господином Туском реформ.

При этом, как воплотить задуманное в жизнь, ни в Варшаве, ни в Брюсселе, кажется, не знают. Для преодоления любого вето Анджея Дуды правящей коалиции необходимо заручиться поддержкой двух третей голосов в Сейме, которых у них нет и до следующих выборов точно не будет.

Коммерсантъ. 11.01.2024

Читайте также: