Российский ВВП рискует скатиться к ориентирам Центробанка
Анастасия Башкатова
Прогнозы для российской экономики все пестрее. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) скорректировала расчеты на следующий год. Правда, даже улучшенный вариант предполагает рост ВВП РФ в 2024-м лишь на 1,1%, что вдвое хуже прогноза правительства. Российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценки, наоборот, ухудшило, ожидая в 2024-м роста ВВП максимум на 1,3%. Главные ограничители – нехватка кадров и мощностей, высокая ключевая ставка. Бюджет и ВВП входят в болезненное состояние созависимости.
В начале 2024 года Минэкономразвития (МЭР) начнет разработку сценарных условий для российской экономики. А сейчас правительство исходит из того прогноза, который лег в основу нового бюджета. Он предполагает, что в течение следующей трехлетки ВВП РФ будет расти чуть больше, чем на 2% в год.
Несмотря на то что и 2% в год когда-то считались для России скромным показателем, потому что целью был рост на 3% и выше, даже такие прогнозы теперь могут показаться оптимистическими. Для сравнения: в среду эксперты ОЭСР сообщили, что даже по их улучшенному прогнозу рост российской экономики в 2024 году составит лишь 1,1%. Это выглядит крайне пессимистично на фоне правительственных ожиданий, хотя, напомним, в сентябре в ОЭСР прогнозировали и того меньше – рост ВВП РФ в 2024-м на 0,9%.
Часть российских экспертов приводят похожие оценки. Так, днем ранее эксперты АКРА ухудшили прогноз роста российского ВВП на 2024 год до 0,5–1,3% с тех 0,8–1,8%, которые упоминались в их мартовском обзоре. При этом экономический рост на 2025 год повышен до 1–2% с прежних 0,4–1,6%. А в 2026-м сейчас ожидается рост ВВП РФ на уровне 0,6–1,8%.
«В результате комбинации постпандемийной конъюнктуры в 2021 году и роста спроса со стороны государства в 2022–2023 годах к настоящему моменту загрузка мощностей и трудовых ресурсов достигла исторически очень высоких уровней. Это означает, что рост экономики будет ограничен со стороны предложения», – пояснили в АКРА. Как считают в агентстве, к «единственным реальным источникам устойчивого роста» сейчас относятся производительность труда, человеческий капитал, межотраслевая эффективность использования факторов производства.
В АКРА уточнили, что если говорить о денежно-кредитной политике, то результатом последнего в 2023 году планового заседания Банка России по ключевой ставке, по экспертным оценкам, может стать «либо ее повышение (вероятно, финальное в нынешнем цикле), либо сохранение на текущем уровне».
«Высокие процентные ставки в сочетании с ужесточением макропруденциального регулирования, по прогнозу Банка России, должны замедлить рост кредитования с 17–20% в этом году до 5–10% в 2024-м, – пояснила «НГ» руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. – А высокие процентные ставки по депозитам, как ожидается, будут способствовать сдвигу поведения домохозяйств к сберегательной модели». «Наши оценки роста ВВП на будущий год близки к верхней границе прогноза АКРА и составляют 1,2–1,3%», – сообщила Беленькая.
«Высокая ключевая ставка дестимулирует рост производства и потребления. Пока мы еще живем в контексте прошлой ставки. С воздействием 15-процентной ставки производители и население столкнутся в первом квартале 2024 года. Потребление снизится, что не может не отразиться на ВВП», – предупредил начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. И по его мнению, в таких условиях экономический рост даже на 0,5% уже будет хорошим результатом.
Да и сам Центробанк (ЦБ), повышая ключевую ставку, в течение второго полугодия тоже ухудшал свои оценки для российской экономики. Так, в сентябре и октябре среднесрочный прогноз регулятора предполагал, что в 2024-м рост ВВП РФ составит от 0,5 до 1,5%. Тогда как в феврале ЦБ упоминал диапазон на 2024 год от 0,5 до 2,5%.
Но не все согласны с оценками, что экономический рост в России «скатится» к скромным 0,5–1–1,5% за год, которые больше похожи на стагнацию. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сейчас ожидают, экономика РФ будет расти в среднем примерно на те же 2% в год, которые прописывает и правительство. А если точнее, то в 2024-м рост ВВП составит от 1,5 до 1,8%, в 2025-м – от 1,8 до 2,2%, в 2026-м – от 2 до 2,5%.
В пресс-службе Минэкономразвития отметили, что сейчас российская экономика как раз «продолжает активно расти». «По предварительной оценке Росстата, рост ВВП в третьем квартале 2023-го составил 5,5% в годовом выражении после роста на 4,9% кварталом ранее», – сообщили в МЭР. Существенно ускорился рост и по сравнению с уровнем двухлетней давности. «В целом же за девять месяцев 2023 года ВВП вырос на 2,9%», – добавили в Минэкономразвития. «И теперь есть шансы на рост в 3% по итогам этого года», – сообщил также «НГ» первый замгендиректора Центра стратегических разработок Борис Копейкин.
Как пояснили в Минэкономразвития, основными драйверами экономического роста продолжают выступать отрасли, направленные на развитие экономики предложения: это сектор обрабатывающих производств, строительство и сельское хозяйство. «Поддержку экономике оказывает рост потребительской активности, которая обеспечивается гибкостью отечественного рынка труда и ростом реальных денежных доходов населения», – настаивают в МЭР.
Как уже показали события и минувшего, и этого года, прогнозисты – и в первую очередь паникеры – могут сильно ошибаться. Уже сейчас результаты заметно лучше, чем ожидалось еще в начале года.
Как считает Копейкин, основная причина заниженных прогнозов – «недооценка адаптивных способностей российского бизнеса и готовности властей поддерживать процессы трансформации». Например, компании находят новые рынки сбыта, новых поставщиков, новые логистические решения и способы расчетов, а значит, видят и новые возможности, в том числе в области импортозамещения. Правительство же эти усилия поддерживает многочисленными мерами как финансового, так и нефинансового характера. В дополнение к этому, по статистике, опережающими темпами увеличиваются реальные располагаемые доходы населения.
«Существенная поддержка основных секторов экономики со стороны правительства показала реальную позитивную тенденцию в динамике ВВП РФ. Эти ресурсы были распределены на ключевые отрасли экономики. Многие предприятия получили существенное увеличение госзаказа, дешевые кредиты, отсрочки по социальным выплатам, а значит, смогли накопить резервы оборотных средств. Значительно выросло финансирование оборонного заказа, госсектора экономики, строительного сектора и сектора сельского хозяйства», – подтверждает профессор Финансового университета Валерий Хоружий.
Так что, по мнению Копейкина, даже тот прогноз, который заложен в новый бюджет и который предусматривает в своем базовом сценарии рост выше 2% ежегодно, «основан на достаточно консервативных предпосылках».
Но возникают и поводы для опасений. Бюджет и российский ВВП, как можно судить, рискуют впасть в состояние созависимости, когда дисбалансы на одной чаше весов будут усугублять все проблемы на другой, и наоборот.
От того, насколько успешно будет расти и развиваться в целом российская экономика, зависят и доходы бюджета, и его возможности обеспечивать расходы, включая затраты на поддержку отраслей, бизнеса. При этом очевидно, что от того, насколько долго будет сохраняться бюджетный импульс, зависят перспективы всей российской экономики: чем сильнее будет импульс, тем менее заметной окажется просадка экономического роста.
И как только процесс начнет с той или другой стороны буксовать, проблемы начнут накапливаться. Если экономика чересчур затормозит, допустим, из-за чрезмерного затухания потребительской и инвестиционной активности, то возникнет риск того, что бюджет недополучит часть доходов, а значит, нужно будет корректировать и расходы. Стоит при этом бюджету сузить меры поддержки экономики, как отрасли и бизнес лишатся опоры. Такая созависимость может оказаться не менее болезненной, чем, допустим, упоминаемая Центробанком инфляционная спираль.
Эксперты Института Столыпина, комментируя обновленный прогноз АКРА, обратили внимание на то, что разлет по оценкам роста ВВП России превышает 2,5 раза (рост либо на 0,5%, либо на 1,3%), а это 1,5 трлн руб. Такой разброс сам по себе уже вызывает вопросы. «Все нынешние прогнозы утеряли всякий смысл, – отметили также в Институте Столыпина. – В России объективно макропрогноз по ВВП зависит от динамики мировых нефтегазовых цен, которые в будущем не являются доминантой. Реально существенным прогнозом будет прогноз выпуска системно значимой стратегической техники (авиа, энерго, строительной), возведения транспортных коридоров, генерации собственных технологий».
Доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Церцеил напомнила, что сейчас в российской экономике происходит структурная перестройка. «Безусловно, такой процесс не может быть гладким. При трансформации экономического уклада, сопряженного с увеличением капитальных вложений в НИОКР, допускается отсутствие роста макроэкономических показателей, в частности ВВП, в определенный период времени», – пояснила она. Речь может идти о двух-, трехлетнем периоде.
«Говорить о стагнационных процессах в среднегодовом росте ВВП не приходится, – уверен Хоружий. – Поскольку в условиях постоянно усиливающегося пресса санкций экономика России при росте на 1,5–2%, по оценкам тех же международных регуляторов и внешних экспертов, показывает уверенную, стабильную положительную динамику».
Независимая газета. 29.11.2023