Еще один Шенген – теперь военный

Александр Гусев, доктор политических наук, профессор


Как сообщило агентство Reuters, секретариат НАТО письменно предупредил всех членов альянса о том, что бюрократические проволочки мешают перемещению войск в Европе. Поэтому данная проблема может привести к серьезным задержкам в случае «начала конфликта с Россией». Основанием натовского переполоха послужило заявление главы Объединенного командования по тыловому обеспечению и логистике НАТО (JSEC - Joint Support and Enabling Command), генерал-лейтенанта Александера Зольфранка, которое появилось в статье под заголовком «NATO urges members to get their logistics homework done» («НАТО призывает страны-члены выполнить свою домашнюю работу по логистике»), опубликованной 23 ноября обозревателем агентства Сабиной Зибольд.

Если отталкиваться от содержания статьи, то, по словам натовского чиновника, альянс должен как можно быстрее создать «военный Шенген», т.е. зону, аналогичную Шенгенской, которая позволила бы обеспечить свободное передвижение войск внутри большей части стран Евросоюза. По его мнению, сейчас в Европе налицо критическая ситуация, которая создает трудности для передислокации войск и боеприпасов, поскольку требуется учитывать целый ряд национальных регламентов, которые зачастую противоречат друг другу, а это в свою очередь, становится препятствием для сил быстрого реагирования НАТО. Кроме того, Зольфранк указал на необходимость заранее подготовить театр потенциальные военных действий на тот случай, если будет применена 5-я статья Устава НАТО о коллективной обороне.

Не приходится сомневаться, в качестве аргумента в статье приводится тезис о всевозрастающей российской угрозе. В этой связи, вполне естественно возникает вопрос, а каковы причины появления в столь авторитетном издании подобного рода заявления натовского чиновника далеко не первой величины в иерархии руководства альянса, да еще и сотрудника тылового обеспечения, и как к этому следует относиться?

Попробуем разобраться.

В контексте заявления натовского тыловика возникают три возможных предположения:

Первое: появление статьи, естественно, рассчитано не для внутреннего пользования, т.е. фактически НАТО готовит к такому развитию событий общественное мнение, а, следовательно, заявление Зольфранка санкционировано высшим руководством альянса, иначе тыловику бы не сносить головы.

При этом проблема реально существует. Из-за наличия в европейских странах довольно противоречивых национальных правил и стандартов, действие которых действительно препятствует многому, в том числе, перемещению войск по территории Европы. Как метко заметил глава Военного комитета НАТО, адмирал Роб Бауэр, «сегодня в Европе действительно избыток правил, но единственное, чего нет, так это времени».

Второе: следует признать, что НАТО действительно готовится к противостоянию с Россией, и это противостояние, по мнению натовских стратегов, «не за горами». Иначе как бы можно было бы воспринимать аналитическую записку, направленную в начале ноября руководству альянса, исследователями Германского общества внешней политики (DGAP) Кристиана Меллинга и Торбена Шютца, в которой они безосновательно предупреждают о «возможном нападении России на НАТО после завершения специальной военной операции на Украине», ссылаясь на экспертов и разведывательные службы.

На днях, новоиспеченный президент Чехии Петр Павел также назвал Россию главной угрозой для европейских стран. По его словам, «не только Чехия, но и все в НАТО рассматривают Россию, как угрозу номер один в Европе, поэтому Европа должна быть наготове».

И третье: поскольку военно-стратегическая ситуация на Украине меняется не в ее пользу, а значит и не в пользу США и НАТО, то у руководства коллективного Запада на этот счет возникает только один вопрос: что дальше? И это неизвестное будущее вызывает у них панический страх.

Напомню, что еще полгода назад западные эксперты, смело прогнозировавшие поражение «некомпетентной России в войне против Украины», теперь после провального контрнаступления ВСУ активно убеждают мировую общественность в том, что «война на Украине зашла в тупик», из которой есть один выход - заморозка конфликта по корейскому варианту.

По мнению все тех же западных экспертов, это связано, как с ситуацией на фронтах, так и с упадническим заявлением главы ВСУ Валерия Залужного, который дал интервью британскому изданию The Economist. Интервью опубликовано под заголовком «Генерал Валерий Залужный признаёт, что война зашла в тупик»[1]. Из ближайшего окружения Зеленского тут же раздались призывы уволить его за эти признания.

По мнению обозревателей Politico, выступление главкома ВСУ, «пробило дно в политике США и НАТО на Украине», а его откровения стали поводом переосмысления стратегии Запада, касающееся, кстати, не столько военной и военно-технической поддержки Киева, сколько проблем сдерживания России на перспективу. Поскольку, как пишет Poliutico, западные санкции в отношении России себя не оправдали, а российский военно-промышленный комплекс в десятки раз нарастил свой потенциал, родилось неуютное опасение уже за свое будущее, хотя для этого Россия на протяжении многих лет оснований не давала, призывая лишь учитывать ее интересы безопасности. Как неоднократно отмечал Владимир Путин в своих выступлениях, «не Россия является угрозой для Европы, а расширение НАТО к российским границам является серьезнейшим вызовом для безопасности Европы». Говоря простыми словами, не было бы угроз с вашей стороны, не было бы и нынешних проблем.

Что происходит уже сейчас в контексте планов стратегии комплексного сдерживания России?

Налицо передислокация натовских войск «на восточный фланг», т.е. к границам России и Белоруссии. Что, собственно, и происходит сейчас. По сообщениям Министерства обороны России в августе текущего года альянс стянул к российско-белорусским границам военную группировку численностью 306 тысяч человек.

При этом современные войны в значительной степени зависят от логистики. И, видимо, совершенно не случайно генсек НАТО Йенс Столтенберг назвал нынешнюю стадию конфликта на Украине «войной логистики»[2].

Думаю, что его слова необходимо рассматривать в более широком контексте, учитывая, что они сказаны в условиях теперь уже официального признания России главной военной угрозой НАТО. Помимо этого в июле на саммите в Рамштайне министры обороны стран-членов НАТО согласовали подробный План действий на случай «российской атаки». Постоянное упоминание «российской угрозы» как обоснование своей подготовки к конфликту с Россией уже превратилось в пропагандистскую рутину. Но за этим «прячется» главное – патологическое желание «сдерживания» нашей страны с конечной целью уничтожения ее суверенитета. А главной причиной появления нарратива о «военном Шенгене», представляются военные успехи России на Украине в рамках СВО, что, по мнению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, является не только неуместными, но и нагнетающими напряженность в Европе.

_____________________

[1]. Залужный признал, что конфликт вокруг Украины зашел в тупик 02.11.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19179171

[2]. Генсек НАТО назвал нынешнюю стадию конфликта на Украине "войной логистики" 13.02.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17036835

Международная жизнь. 27.11.2023

Читайте также: