Страны Центральной Азии постарались выгодно подать себя Западу

Виктория Панфилова


Германия расширит экономическое и политическое сотрудничество с Центральной Азией, взамен страны региона обещают следовать санкционному режиму в отношении России и не допускать его обхода. Таковы итоги первого саммита «Центральная Азия – Германия», завершившегося накануне в Берлине. Но, как считают эксперты, немецкий бизнес проявляет довольно скромный интерес к региону из-за его географической удаленности и ограниченных возможностей. Германия может использовать этот формат для поиска новых рынков сбыта и добычи ресурсов. Но сотрудничество будет развиваться только в тех нишах, где есть совпадение интересов.

Первая встреча лидеров стран Центральной Азии и Германии завершилась вечером 29 сентября подписанием совместной декларации. Документ подписали канцлер Германии Олаф Шольц и президенты: Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Киргизии – Садыр Жапаров, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Узбекистана – Шавкат Мирзиёев и глава верхней палаты парламента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. По какой причине Туркменистан на саммите представлял Бердымухамедов-старший, а не его сын, президент Сердар Бердымухамедов, неизвестно. По сообщению ресурса «Хроника Туркменистана», у Сердара Бердымухамедова важных встреч в эти дни не было. 28 сентября он наблюдал за скачками на ипподроме под Ашхабадом. Не состоялось и пятничное заседание кабинета министров с участием главы государства. Не исключено, что его отец Гурбангулы Бердымухамедов решил лично обсудить с президентом ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером и бундесканцлером Олафом Шольцем поставки туркменского газа в Европу. Страна, по словам Бердымухамедова-старшего, «проводит в жизнь политику диверсификации путей поставок углеводородов на международные рынки». «Европейский вектор был и остается в повестке дня международного энергетического сотрудничества Туркменистана. В этом контексте хочу подтвердить твердую позицию Туркменистана по поставкам газа в Европу посредством строительства Транскаспийского трубопровода», – сказал национальный лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Кстати, под общей фотографией на сайте Бундесвера его титул обозначен как «экс-президент Туркменистана».

Бердымухамедов также заметил, что для поставок углеводородов в ЕС сделано много за последние 15 лет. «Выстроено системное партнерство с Евросоюзом. Готовы возобновить наши активные контакты с соответствующими структурами Европейской комиссии, отдельными европейскими государствами и компаниями в контексте реализации крупных международных энергетических проектов», – заявил туркменский лидер.

Ашхабаду важно найти инвесторов на этот проект, поскольку своими силами транскаспийскую трубу не построить. Чтобы привлечь европейцев, Бердымухамедов презентовал промышленные, технологические, транспортные и инвестиционные возможности для Германии в Центрально-Азиатском регионе.

Свои ресурсы Германии предложил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «Казахстан готов стать надежным партнером в области природных ресурсов и критически важных сырьевых материалов, в которых нуждается промышленность Германии и Европы», – сказал он в ходе саммита. По словам казахстанского президента, ожидается, что к 2040 году мировой спрос на критические материалы и редкоземельные металлы увеличится в четыре раза. А по оценкам Всемирного банка, в Казахстане насчитывается более 5 тыс. неразведанных месторождений стоимостью свыше 46 трлн долл. Токаев предложил создать консорциум для реализации совместных сырьевых проектов. «Эта инициатива позволит вывести наше сотрудничество на новый уровень. Я приглашаю частных немецких инвесторов присоединиться к этому консорциуму», – заявил президент Казахстана.

Главы государств также затронули вопросы, связанные с геополитической ситуацией вокруг региона Центральной Азии и Европейского союза. По словам президента Франк-Вальтера Штайнмайера, «кризис вокруг Украины серьезно влияет на европейскую безопасность, а также на безопасность стран Центральной Азии».

В тексте совместной декларации говорится: «Лидеры подтвердили свою приверженность совместной работе во имя мира, безопасности, демократии, верховенства закона и устойчивого развития при полном уважении международного права... В сфере миграции Германия создаст больше возможностей для трудоустройства граждан стран Центральной Азии». Канцлер Олаф Шольц отметил, что ФРГ облегчит эти процедуры благодаря предстоящей реформе закона об иммиграции квалифицированных специалистов. Было также сказано об усилении сотрудничества региона с Германией в сфере развития зеленой энергетики, частного предпринимательства, укрепления торговых связей Азии и Европы посредством «среднего коридора» (Транскаспийского международного транспортного маршрута), который является альтернативой северному маршруту через Россию и Белорусию и южному маршруту через Иран. Лидеры выразили свою неизменную приверженность соблюдению Устава ООН, в частности принципов уважения независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности всех стран, неприменения силы или угрозы ее применения и мирного урегулирования международных споров.

На встрече также была поднята тема санкций, введенных против России, которую прокомментировал президент Токаев. По его словам, Астана будет и дальше соблюдать антироссийские санкции и поддерживать контакты с западными структурами, которые за этим следят. Однако после реакции Москвы, вызванной заявлением казахстанского президента и выражением надежды на дальнейшее сотрудничество с Астаной без «негативного внешнего воздействия», Токаев в интервью «Казинформу» поправился, уточнив, что «считает санкции контрпродуктивными». По его словам, Казахстан и Россию объединяют давние традиции сотрудничества в разных сферах и гуманитарные связи. «Казахстан не является анти-Россией, мы твердо придерживаемся курса на всестороннее сотрудничество с Россией, с которой нас объединяет самая протяженная граница», – сказал Токаев.

Эксперты считают, что столь откровенное заявление Токаева связано в первую очередь с опасением потерять западного инвестора. В целом по итогам саммита «Центральная Азия – Германия» складывается ощущение, что страны Центральной Азии стараются как можно выгоднее себя продать Западу.

«Частота встреч между странами Центральной Азии с США и Европейским союзом представляется несколько избыточной. Встречи следуют одна за другой – в июле в Чолпон-Ате состоялся саммит на высшем уровне ЦА–ЕС, неделю назад – ЦА–США. Сейчас Германия постаралась себя обозначить. Если посмотреть по уровню торговли Германии и Казахстана (2,8 млрд долл. – «НГ») и Германии с Узбекистаном – около 1 млрд долл., что несравнимо меньше товарооборота этих стран с Россией – около 10 млрд долл. Поэтому, с одной стороны, Германия в условиях фактически экономического кризиса, обусловленного с системным сокращением сотрудничества с Россией, пытается найти новые рынки сбыта для своей продукции и договориться по добыче ресурсов. Но географическая удаленность и, нужно признать, скромный интерес немецкого бизнеса к центральноазиатскому рынку, его неготовность к серьезным инвестициям являются ограничителями для этого сотрудничества», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

Независимая газета. 01.10.2023

Читайте также: