Разыграть Джакарту: на противоборство с кем США опять подбивают АСЕАН

Наталия Портякова


США во время саммита АСЕАН, который стартует 5 сентября в Джакарте, попробуют надавить на страны региона по украинской тематике. Тем не менее вряд ли объединение захочет принимать чью-то сторону, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Впрочем, главной темой станут конфликты, которые географически более близки этому региону: нестабильность в Мьянме и споры в Южно-Китайском море. О том, удастся ли Вашингтону заставить страны Юго-Восточной Азии занять одну с ними сторону баррикад в противостоянии с Китаем и Россией, — читайте в материале «Известий».

О том, что «ближе к телу»

Все последние недели большая часть международного внимания доставалась Индии как хозяйке открывающегося 9 сентября саммита «большой двадцатки». Однако за считаные дни до этого в азиатском регионе состоятся и другие представительные международные мероприятия: ежегодный саммит АСЕАН, принимаемый 5 сентября нынешним председателем ассоциации Индонезией, саммиты «десятки» с рядом партнеров, включая США, а также ежегодный Восточноазиатский саммит (ВАС), объединяющий членов АСЕАН с такими партнерами, как США, Китай, Россия, Австралия, Индия, Япония, Новая Зеландия и Южная Корея.

Поскольку АСЕАН объединяет страны Юго-Восточной Азии, логично, что на нынешнем саммите лидеры начнут с проблем, близких в первую очередь самому региону. Так, одной из самых животрепещущих тем в повестке станет ситуация вокруг члена ассоциации Мьянмы, находящейся с зимы 2021 года под властью военной хунты и де-факто живущей в состоянии гражданской войны.

На фоне того, что военное правительство не выполнило мирный план из пяти пунктов, разработанный АСЕАН еще два года назад, представителей властей страны отстранили от участия во всех встречах и заседаниях объединения. Но проблем для всей АСЕАН от этого не убавилось. Недавно дипломатические источники в Азии сообщили, что из-за гражданского конфликта Мьянма не станет брать на себя председательство в АСЕАН, которое должно перейти к ней по ротации в 2026 году. Не доверят Нейпьидо, очевидно, и трехлетнюю роль координатора отношений объединения с Евросоюзом, которая должна была отойти ему с начала будущего года. И на саммите в Джакарте асеановским лидерам предстоит решить, просить ли Филиппины (как следующую в очереди страну) заменить Мьянму в качестве принимающей стороны. А заодно — провести обзор своего мирного плана по Мьянме.

— Ситуация в Мьянме будет продолжать оставаться мрачной, учитывая, что у АСЕАН мало рычагов влияния на нее. Лидеры, конечно, продолжат уделять внимание этому вопросу, призывая друг друга делать больше. Но они осознают, что их действия ограничены, учитывая, что другие крупные державы, вроде Китая, России и Индии, продолжают в определенной степени поддерживать военный режим, — пояснила «Известиям» ведущий исследователь по вопросам политики и безопасности Центра исследований АСЕАН сингапурского Института Юсофа Исхака Джоанн Линь.

Вторым не менее проблематичным моментом без особых надежд на скорое решение станет обсуждение ситуации в Южно-Китайском море. Как известно, 90% акватории, через которую проходит один из важнейших мировых торговых маршрутов, де-факто контролирует КНР, хотя Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филиппины оспаривают ее претензии. В 2016 году АСЕАН и Китай договорились принять рамочный проект Кодекса поведения сторон в ЮКМ, чтобы свести к минимуму риски конфликта в случае незапланированных встреч военных кораблей. Но с тех пор так ничего окончательно и не согласовали.

Более того, на прошлой неделе Китай издал новую географическую карту уже с 10 пунктирными линиями вместо прежних девяти, которая охватила исключительные экономические зоны нескольких государств — претендентов на эти территории в ЮВА, включая Филиппины, Вьетнам, Малайзию и Бруней, напомнила Джоанн Линь. И предположила, что по итогам отдельного саммита АСЕАН с Китаем лидеры «десятки» выскажутся по этому вопросу «несколько громче» обычного.

— Мьянма и ЮКМ — это два ключевых вопроса, которые будут обсуждаться и будут продолжать представлять собой вызов единству, слаженности и авторитету АСЕАН. Будут подниматься и другие региональные вопросы, такие как события на Корейском полуострове и соперничество между крупными державами, но они будут вызывать меньше разногласий, чем два вышеупомянутых вопроса, — подытожила эксперт из Сингапура.

Внешний раздражитель

Активное вовлечение в дела ЮКМ все последнее время демонстрировали США, и в Джакарте это наверняка получит свое развитие. Наряду с саммитом самой АСЕАН там пройдет и встреча АСЕАН – США, для участия в которой в Индонезию 4 сентября прилетела вице-президент Камала Харрис. И, как анонсировала на прошлой неделе пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, госпожа Харрис подтвердит поддержку Вашингтоном «свободы морей, мирного разрешения споров и соблюдения международного права, включая свободу судоходства», что стало завуалированным камнем в огород Китая.

Пекин, неизменно воспринимающий излюбленный американцами пассаж о свободе судоходства как откровенное вмешательство в дела далекого от Штатов региона, уже дал на это новый опосредованный ответ. Обращаясь по видео к участникам аналитического центра Сообщества внешней политики Индонезии 2 сентября, глава МИД КНР Ван И обвинил «отдельные внешние силы» в «сеянии раздора» среди АСЕАН с целью помешать достижению консенсуса по ЮКМ. Кроме того, Ван призвал страны Юго-Восточной Азии «не становиться пешками в соперничестве великих держав», предупредив, что трагедия, подобная той, что случилась на Украине, «не должна повториться в Азии».

К слову, будучи в Джакарте, Камала Харрис не забудет упомянуть и украинскую тему. С началом СВО Штаты активно лоббировали АСЕАН присоединиться к антироссийским санкциям и осудить Москву, но на такой шаг пошел лишь Сингапур. Остальные члены «десятки» отреагировали на конфликт достаточно сдержанно, выразив обеспокоенность по поводу его последствий и не став осуждать при этом Москву. Но это не остудило пыл Штатов продолжать в том же духе. Как дали понять американские дипломатические источники, в Джакарте Харрис вновь призовет обратить АСЕАН критическое внимание на глобальные последствия украинского конфликта.

— Задача номер один для Америки сегодня — всеми силами дискредитировать политику Китая и России. Их главное оружие — тотальная пропаганда и информационная война с целью создать атмосферу недоверия и посеять опасения в отношении Пекина и Москвы. И для этого они используют любые международные форумы. Думаю, это будет теперь общим местом всего западного блока посещать все возможные глобальные мероприятия, — отметил в беседе с «Известиями» завотделом центра ЮВА Институт востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.

Впрочем, по мнению Джоанн Линь, формулировка по ситуации на Украине, которая будет отражена в заявлении председателя саммита, будет очень похожа, если не такой же, как та, что была использована на июльской встрече министров иностранных дел АСЕАН.

— Россия вряд ли будет упомянута в каких-либо заявлениях самой АСЕАН, хотя я уверена, что партнеры по диалогу, такие как США, Япония, возможно, Южная Корея или Австралия, будут использовать более резкие выражения. Позиция АСЕАН по ситуации на Украине будет ограничиваться уважением суверенитета, политической независимости и территориальной целостности. В заявлении потребуют соблюдения международного права, Устава ООН, прекращения враждебности и беспрепятственного доступ к гуманитарной помощи, — поделилась своими ожиданиями эксперт.

Тем не менее Джакарта продолжит служить ареной битвы за влияние и после завершения саммита АСЕАН, поскольку 6–7 сентября столица Индонезии в качестве председателя примет еще более представительный Восточно-Азиатский саммит. Большинство стран на нем будут представлены лидерами, включая премьера Индии Нарендру Моди, которому почти сразу же после ВАС предстоит принимать в Дели саммит G20.

Россию представит глава МИД Сергей Лавров. Отсутствие в Джакарте президента США Джо Байдена, который при этом собрался в Дели, индонезийцев, судя по тону прессы, несколько обидело. Впрочем, он будет не единственным «отказником»: как заявили в МИД КНР, председатель Си Цзиньпин не поедет ни на саммит G20, ни на саммит АСЕАН, и вместо него представлять Пекин будет премьер Госсовета КНР Ли Цян.

Известия. 04.09.2023

Читайте также: