Лукашенко предстоит определиться с преемником

Дмитрий Тараторин


В Минске начала работу 11-я сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (РБ). Его председатель Наталья Кочанова призвала депутатов следовать дальновидным указаниям Александра Лукашенко. Между тем заместитель главы Объединенного переходного кабинета Павел Латушко утверждает, что на последних переговорах с Владимиром Путиным обсуждалось, кто будет преемником белорусского лидера. Эксперты называют среди возможных кандидатов в первую очередь саму Кочанову, но не исключают передачи власти одному из сыновей президента РБ.

В Белоруссии началась 11-я сессия Совета Республики Национального собрания 7-го созыва. На первом заседании выступила председатель этого органа Наталья Кочанова. Она подвела итоги законотворческой деятельности и напутствовала коллег: «Безусловно, время выбрало нас.

Этот созыв приходится на особый период современной истории не только для Республики Беларусь, белорусской государственности, но и в целом для истории развития человеческой цивилизации, истории мира. И то, о чем еще несколько лет назад всех дальновидно предупреждал наш президент, глубокоуважаемый Александр Григорьевич Лукашенко, сегодня мы наблюдаем воочию».

Среди принятых белорусским парламентом документов Кочанова особо отметила значимость закона «О Всебелорусском народном собрании». Председатель подчеркнула: «Этот высший представительный институт народовластия в нашей стране определяется в качестве стратегической «надстройки» над всеми действующими органами власти».

Многие эксперты считают, что в недалекой перспективе Александр Лукашенко может сменить пост президента на кресло главы этой самой «надстройки».

Накануне выступления Кочановой неожиданное заявление в эфире одного из украинских телеканалов сделал заместитель главы Объединенного переходного кабинета (ОПК) оппозиции Павел Латушко. Он утверждает, что на переговорах в Сочи между Александром Лукашенко и Владимиром Путиным, состоявшихся в прошлую пятницу, обсуждались условия транзита власти в Белоруссии. Затем замглавы ОПК, в прошлом занимавший посты министра культуры РБ, а также посла в ряде европейских стран, развил свою мысль в соцсетях и рассказал, что, по его сведениям, вопрос о схеме и условиях транзита власти должен был быть решен еще к марту 2022 года. Однако в силу изменившейся ситуации был отложен.

Тем не менее сейчас вариант перемещения Лукашенко на пост главы Всебелорусского народного собрания обсуждается все активнее. Рассуждая о возможных преемниках, Латушко отметил: «Здесь может появиться обсуждавшаяся ранее фигура Кочановой, председателя Совета Республики, которой правитель дал статус «второго лица». Возможно, одним из кандидатов станет его сын, но не Николай, а Виктор. Лукашенко видел историю с Назарбаевым и понял, что такой вариант бесперспективен. Он несет высокие риски для него, которых лучше избежать».

В то же время Латушко признает, что все эти прогнозы в итоге могут быть опровергнуты в силу специфики характера Александра Лукашенко, который будет стремиться сохранить власть и полный контроль за ситуацией в своих руках.

Тем не менее вопрос о возможном преемнике активно обсуждается в экспертном сообществе. В частности, политолог Александр Фридман рассмотрел несколько возможных кандидатов. По поводу возможной передачи власти одному из сыновей он напоминает, что Лукашенко не раз заявлял о невозможности такого варианта. Однако Фридман, так же как и Латушко, никак не исключает такого стечения обстоятельств, которое потребует от Лукашенко сделать выбор в пользу кого-то из сыновей. Прежде всего потому, что сама политическая практика в разных странах свидетельствует о том, что любой другой вариант в полной мере не гарантирует лидерам такого типа ни устойчивого положения, ни даже личной безопасности.

Средний сын Лукашенко Дмитрий, руководящий Президентским спортивным клубом, явно не имеет политических амбиций. А вот старший, Виктор, который долгое время был помощником отца по национальной безопасности, а теперь возглавляет Национальный олимпийский комитет, активно участвовал совсем недавно в торжественных мероприятиях ко Дню города Минска. Но самый близкий Александру Лукашенко человек – младший сын Николай. В 2022 году он стал студентом биологического факультета БГУ, а затем продолжил образование в Пекине. Конечно, его специальность «Биотехнология» весьма далека от политики. Но эксперт вспоминает прецедент Хафеза Асада и его сына Башара, который изначально учился на офтальмолога.

В случае же выбора преемника не из числа сыновей наилучшие шансы, по мнению политолога, все у той же Кочановой. Впрочем, главный вопрос, как считает эксперт, сводится даже не столько к личности конкретного преемника, сколько к его поколенческим и мировоззренческим характеристикам. Решающее значение имеет следующий фактор: продолжит ли Лукашенко делать ставку на «советских людей» или все-таки доверит бразды правления человеку нового типа?

Эксперт полагает, что все свидетельствует о том, что президент всей своей кадровой политикой демонстрирует однозначность своего выбора.

Фридман констатирует: «Использование советских ритуалов и пропагандистских мифологем, подчеркнутый пиетет перед вождем и откровенное подражание ему, двойная мораль и безграничный конформизм являются отличительными чертами белорусских топ-чиновников. Именно советский опыт во многом и помог Кочановой, Хренину, Тертелю, равно как и главе администрации президента Игорю Сергеенко, и многим другим сделать успешную карьеру в условиях неосоветского режима Лукашенко».

Независимая газета. 20.09.2023

Читайте также: