Военный конфликт усилил тягу жителей Украины к деньгам

Наталья Приходко


По мере продолжения боевых действий денежные притязания жителей Украины стали возрастать. А число тех, кто позитивно оценивает работу государства, сократилось с прошлогодних 47 до 22% в июне 2023 года. Подобная динамика подтвердила наступление нового постадаптационного периода в отношении украинских граждан к вооруженному конфликту, указал директор Института социологии Национальной академии наук (НАН) Украины Евгений Головаха. Хотя в данной ситуации она свидетельствует скорее не о финансовых амбициях жителей Украины, а о необходимости приспособиться и выжить в военных реалиях, говорят эксперты.

За время боевых действий материальные притязания украинского населения возросли, отметил в интервью, обнародованном в воскресенье, директор Института социологии НАН Украины Евгений Головаха. При том, напомнил он, что с началом специальной военной операции (СВО) РФ 24 февраля 2022 года фиксировалось снижение подобных показателей. Все понимали, что во время конфликта надо экономить. В результате период соответствующей адаптации сопровождался снижением материальных притязаний. На таком фоне еще в декабре 2022 года, когда проводилось предыдущее исследование, жители Украины признали, что для нормальной жизни им нужно на 2 тыс. гривен меньше, нежели требовалось в 2021 году. Но затем их финансовые амбиции стали возрастать, уточнил Головаха. По его мнению, это свидетельствует о новом этапе постадаптации к сложившимся реалиям, которому также сопутствует ощущение, что что-то в обществе идет не так, как ожидалось.

И если в 2022 году признавалось, что государство выстояло в условиях боевых действий и общая его положительная оценка у граждан Украины существенно возросла, то за последние полгода динамика ухудшилась. Так, весной 2022 года работу государства положительно оценивала почти половина, до 47% украинских жителей, а к ноябрю их число снизилось до 32%. Тогда как 67% опрошенных вынесли отрицательные оценки. А уже к июню 2023 года число респондентов, позитивно воспринимавших деятельность государства, составило лишь 22% против 40% с полярными суждениями. А в целом в обстоятельствах, когда люди приспосабливаются к продолжению военных действий, стараются жить мирной жизнью и ходить в рестораны, их отношение к происходящему становится более разноплановым и сложным. В частности, возрастают запросы к государству, указал директор Института социологии.

Хотя насколько правомерны подобные выводы, в том числе о повышении финансовых амбиций у украинского населения при повышении критических настроений в отношении киевских властей?

Исходя из приведенных цифр, доля жителей с позитивными оценками деятельности украинского государства сократилась с 32% в ноябре 2022 года до 22% в июне текущего года, а доля респондентов с отрицательными суждениями составила 40% против прежних 67%, заметил «НГ» социолог Евгений Копатько. Это подразумевает, продолжил он, достаточно высокий уровень негативного восприятия работы госструктур при невысоких уровнях общественного позитива, который разделяет примерно пятая часть населения. Такое соотношение выглядит закономерным в условиях продолжающихся боевых действий. При этом надо понимать, что в подобных обстоятельствах речь может идти не столько о финансовых амбициях рядовых граждан, сколько о стоящей перед ними необходимости приспособиться к усложнившимся реалиям. Когда ослабла национальная валюта и резко возросла инфляция, при этом закрылись многие предприятия в стране и миллионы сограждан выехали за рубеж, а у оставшихся неизбежно уменьшились доходы. В такой ситуации также резко сократились и горизонты планирования, в пределах которого людям приходится более жестко рассчитывать, на что можно потратить имеющиеся ресурсы. Хотя, видимо, упомянутая выборка строилась на основе тех регионов, где относительно стабильная жизнь. Например, в Киеве и других городах центра и запада Украины. Тогда как значительно большая часть населения страны сейчас проживает в других условиях. К примеру, в регионах, близких к прифронтовой зоне, вопросы выживания стоят более остро. Понятно, у тамошних жителей отношение к деньгам тоже изменилось, но их подходы стали более приземленными, поскольку приходится решать, на что в первую очередь можно истратить резко сократившиеся денежные суммы, констатировал Копатько.

Говоря о доходах рядового украинского населения, следует напомнить, что в законе о госбюджете на 2023 год правительство решило не повышать минимальную зарплату размером до 6700 грн в месяц (1 грн – 2,53 руб.). При этом подразумевалось, что из-за подскочившей до 30% инфляции снижение реальной зарплаты составит 16,9%. В 2023 году прогнозировалось, что средняя зарплата вырастет до 18 261 грн, но рост реальной зарплаты из-за той же повышенной инфляции планировался на уровне 1,4%. И по прогнозу Нацбанка Украины, в 2023 году с учетом повышения спроса на рабочую силу в отдельных отраслях реальные зарплаты могут расти, но довольно медленно и неравномерно.

Наряду с прочим для украинских пенсионеров в марте была произведена индексация пенсий. А после перерасчета пенсии для работающих пенсионеров в июле также осуществили перерасчет пенсионных выплат для научных сотрудников, государственных служащих и работников органов местного самоуправления. Причем июльское повышение, вероятно, было последним в этом году, рассказал журналистам украинский эксперт по вопросам пенсионного обеспечения Сергей Коробкин. А сами по себе принятые решения, по его определению, были обусловлены инерцией предварительных расчетов, решения по которым в основном принимались до 24 февраля 2022 года на основании ранее действующего законодательства. А потому сложно прогнозировать, что будет дальше. «Это зависит и от ситуации на фронте, и от того, что будет со страной и экономикой в целом. Ходят разные слухи по поводу жестких условий от МВФ о необходимости если не сокращать, то хотя бы заморозить повышение социальных расходов. Поэтому пока следует надеяться, что выплаты сохранятся хотя бы на существующем уровне», – заключил Коробкин.

Между тем непросто складывается ситуация и у наиболее обеспеченной части населения Украины из числа предпринимателей. Как известно, для них с 1 июля было объявлено о возвращении к довоенной системе налогообложения с отказом от введенной с начала СВО упрощенной системы со ставкой единого 2-процентного налога, а также с возобновлением проверок. Вследствие этого, как подчеркнула в опубликованной в воскресенье в «Зеркале недели» (украинское издание, доступ к которому ограничен Роскомнадзором) статье под названием «Волшебной пилюли от давления на бизнес не существует» (автор Елена Середа), прессинг на предпринимателей со стороны всех контролирующих органов продолжает усиливаться. На сегодня ситуация с проверками стала даже хуже, чем до начала СВО. На днях это в очередной раз также подтвердил соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин и совладелец компании «Нова пошта» Владимир Поперешнюк. Жалуются на все контролирующие органы, процитировала журналист Андрея Боднарчука из команды Совета бизнес-омбудсмена. На первое место в этом смысле вышла налоговая служба. На втором месте оказались правоохранительные органы, связанные с расследованием уголовных производств (Нацполиция, СБУ, прокуратура). Следом выстроились остальные, вроде таможни, Госпродпотребслужбы и др. Сейчас, когда линия фронта отодвинулась немного дальше и бизнес начал оживать, активизировались и связанные с ним старые проблемы, подчеркнул Боднарчук.

Независимая газета. 20.08.2023

Читайте также: