Конец сметы: до экономики не дошло 1,6 трлн бюджетных средств за полгода

Милана Гаджиева


До экономики в первом полугодии не дошло 1,6 трлн бюджетных средств, выяснили «Известия». Несмотря на крупное авансирование госконтрактов в начале года, существенные средства «оседают» на казначейских счетах, поясняется в докладе Центробанка о денежно-кредитной политике («Известия» его изучили). В Минфине пояснили: это авансовые субсидии и зарезервированные средства по госконтрактам, которые расходуются в соответствии со сметами и планами финансирования в течение года. Компании еще успеют пустить средства в работу, отметили в бизнес-объединениях. Пока же деньги на счетах в казначействе не способствуют экономическому росту, но и не разгоняют инфляцию.

Деньги вперед

В начале 2023 года активно авансировались будущие расходы из казны РФ. При этом исполнителям госзаказов деньги перечислялись не напрямую, а на их счета в Федеральном казначействе (ФК). В результате часть отраженных в бюджетной отчетности трат фактически не дошла до экономики — по итогам первого полугодия объем недоведенных средств превысил 1,6 трлн рублей, говорится в июльском докладе ЦБ («Известия» его изучили).

«Средства оседают на счетах в ФК, перераспределяясь между счетами расширенного бюджета в Банке России», — подчеркивается в документе регулятора.

— 1,6 трлн рублей — это авансовые субсидии и зарезервированные средства по госконтрактам, которые в установленном российским бюджетным законодательством порядке доводятся до главных получателей средств федерального бюджета в полном объеме и расходуются в соответствии со сметами и планами финансирования в течение года, — заявили «Известиям» в Минфине.

В ведомстве подчеркнули, что в связи с этим считают некорректным утверждение ЦБ об «осевших» средствах бюджетополучателей в размере 1,6 трлн рублей.

В марте 2023-го было принято постановление о повышенном авансировании госконтрактов в этом году. Так, компании, участвующие в госзакупках, могут получать предоплату до 50% от цены договора, говорится в документе, опубликованном на сайте правительства. Эти правила касаются заказов, которые финансируются из федерального бюджета и подлежат казначейскому сопровождению (контролю за целевым расходованием средств). Также был увеличен размер авансирования контрактов, которые касаются строительства в новых регионах — исполнители могут получить до 90% до конца 2023-го.

До пандемии предоплата обычно составляла до 30% от суммы заказа. Впоследствии предельный размер задатка увеличивался до 50 и 90% из-за пандемии коронавируса и введенных санкций. В прошлом году авансы до 50% были освобождены от контроля через инструмент ФК.

Разрешите проводить

Казначейское сопровождение — это способ контроля использования бюджетных средств по расчетам госзаказчика с поставщиком по конкретному госконтракту, объяснила и.о. завкафедрой мировых финрынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Фрумина. Оно предполагает открытие участниками специальных счетов в ФК и предоставление документов, подтверждающих целевое расходование денег. Так, например, надзору подлежат субсидии и инвестиции из казны юрлицам.

В бизнес-объединениях отметили, что в 2023 году сделаны большие послабления в использовании средств из казначейства. В частности, их разрешили переводить напрямую на расчетные счета поставщиков.

— Однако есть и некоторые проблемы. Например, предприятия вынуждены дополнительно финансироваться, потому что деньги из ФК можно расходовать только по целевым сметам. Кроме того, из-за этого сложнее получить банковские гарантии, — рассказал член генсовета «Деловой России», гендиректор АО «Первая группа» Алексей Порошин.

То, что деньги были авансированы на казначейские счета под будущие расходы, — это нормальная практика, продолжил он. Когда у государства появляются деньги, они перечисляются на целевые нужды, чтобы не останавливать потом реализацию проектов.

В контексте того, что до экономики не доведены 1,6 трлн госсредств, ЦБ также упоминает переход на режим единого налогового платежа (ЕНП). В докладе при этом отмечается, что проблема с поступлением денег в бюджеты по ЕНП проявлялась в основном в январе-феврале — часть доходов поступила в следующие месяцы.

В пресс-службе ФНС «Известиям» сообщили, что ЕНП не изменяет суммы поступлений денежных средств, а только порядок и сроки, приводя их к уплате по одним реквизитам в один срок. Там добавили: поэтому недопоступления в бюджеты РФ по итогам первого полугодия, связанные с переходом на новый режим, отсутствуют.

— В настоящее время изменение порядка уплаты налогов больше не влияет на скорость зачисления средств в бюджеты, сохраняя позитивную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и запланированными бюджетными назначениями, — подчеркнули в службе.

В казначействе предложили обратиться в Минфин с вопросами по использованию компаниями бюджетных средств.

В ЦБ в ответ на запрос «Известий» о влиянии авансирования контрактов на рост цен ответили, что, по прогнозу, в 2023-м инфляция составит 5–6,5%. Там добавили, что Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов бюджетной системы.

Отложенные эффекты

На конец первой половины 2023-го траты казны на госзакупки (госконтракты входят в эту статью) составили 3,6 трлн рублей из заложенных на год 4,9 трлн, следует из отчета Минфина об исполнении бюджета за январь–июнь. Эти траты увеличились на 1,1 трлн по сравнению аналогичным показателем 2022-го. На конец июня доходы в казну составили 12,4 трлн, расходы — 14,9 трлн.

Общий дефицит по итогам шести месяцев составил 2,6 трлн (на конец июля он вырос до 2,8 трлн). В плане на год заложена недостача в районе 2% ВВП (2,9 трлн рублей). Отчасти именно из-за большого объема авансовых платежей рост трат казны такой значительный, отметил директор Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов.

Плюс интенсивного авансирования в том, что деньги хранятся в казначействе, а значит, что использоваться они будут строго целевым образом и никуда не утекут из бюджета, подчеркнула ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Кроме того, по словам эксперта, пока средства не используются, они не влияют на динамику инфляции.

Также увеличение авансирования оказывает положительный эффект на предпринимательскую активность, оценила Светлана Фрумина из РЭУ им. Г.В. Плеханова. По ее словам, в условиях повышенной турбулентности экономики и роста цен такая мера (при условии доведения предоплаты до исполнителя) позволяет поставщикам поддерживать финансовую устойчивость и бесперебойно осуществлять свою деятельность без кассовых разрывов.

— Есть и минус — деньги просто лежат в казначействе и не работают. С другой стороны, у правительства сейчас не так много возможностей, чтобы инвестировать средства и получить дополнительный доход. Многие инструменты в иностранной валюте, например гособлигации США, сейчас государству недоступны, — объяснила Наталья Мильчакова.

Во втором полугодии масштабного негативного эффекта от недоведения до экономики 1,6 трлн, скорее всего, не будет, поскольку инвестпрограммы планируются минимум на год вперед, считает эксперт. Авансированные средства будут вводиться в экономику в соответствии с этими проектами, возможно, в течение двух-трех лет — за время реализации проекта бизнес успеет их потратить. По ее словам, отсутствие таких денег в экономике сегодня положительно влияет на сдерживание инфляции, а на рост ВВП — пока нет.

Известия. 30.08.2023

Читайте также: