Страны G7 в декларации рассказали об обязательствах Украины

Виктория Громова, Вероника Вишнякова, Полина Химшиашвили


Ведущие страны Запада помогут Киеву с развитием военно-промышленного комплекса и разведданными, а Украина, в свою очередь, обязуется провести ряд внутренних реформ. Как именно будут оформлены обязательства — пока не ясно.

Что «семерка» обещала Украине и что просит взамен

Безопасность Украины является неотъемлемой частью безопасности Евроатлантического региона, поэтому страны G7 намерены помочь Киеву с развитием военно-промышленного комплекса, разведданными и киберзащитой. Об этом говорится в совместной декларации стран «Большой семерки», принятой странами на саммите НАТО в Вильнюсе.

Страны — участницы клуба 12 июля начнут переговоры с Киевом, чтобы «официально оформить неизменную поддержку Украины» посредством двусторонних обязательств в области безопасности.

Каждая страна G7 будет работать с Украиной над конкретными двусторонними долгосрочными обязательствами и договоренностями в области безопасности. Они будут направлены на обеспечение устойчивых вооруженных сил, «способных защищать Украину сейчас и сдерживать российскую агрессию в будущем», путем дальнейшего предоставления:

  • помощи в обеспечении безопасности и современной военной техники на суше, в воздухе и на море — уделяя приоритетное внимание противовоздушной обороне, артиллерии, бронетехнике;
  • поддержки дальнейшего развития ВПК Украины;
  • подготовки и тренировочных учений украинских военных;
  • разведывательной информации и сотрудничества;
  • поддержки инициатив в области киберзащиты, безопасности, в том числе для противодействия гибридным угрозам.

Помимо этого, страны будут работать над укреплением экономической стабильности Украины, продолжат предоставлять техническую и финансовую поддержку для удовлетворения неотложных потребностей Украины, а также для того, чтобы Киев мог продолжать реализацию реформ, необходимых для продвижения к евроатлантическим устремлениям страны.

Украина в свою очередь обязуется продолжать:

  • осуществление реформ в правоохранительных органах, судебной системе, корпоративном управлении, экономике, секторе безопасности и государственном управлении; бороться с коррупцией и уважать права человека и свободу СМИ;
  • продвижение оборонных реформ и модернизации, в том числе путем усиления демократического гражданского контроля над вооруженными силами и повышения эффективности и прозрачности во всех оборонных институтах и промышленности Украины.

«Другие страны, которые желают внести свой вклад в эти усилия по обеспечению свободной, сильной, независимой и суверенной Украины, могут присоединиться к этой совместной декларации в любое время», — говорится в декларации.

Канцлер Германии Олаф Шольц ранее отмечал, что обязательства G7 вступят в силу только по завершении нынешнего конфликта на Украине.

В Кремле сочли очень опасным предоставление G7 гарантий безопасности Украине, так как союзники в этом случае игнорируют международный принцип неделимости безопасности и посягают на безопасность России.

Какое значение имеет принятая декларация

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что гарантии безопасности, которые G7 даст Киеву, важны для украинского народа, но они не заменят членство в НАТО. Ранее он раскритиковал страны НАТО за неопределенность в вопросе членства Киева в альянсе. Он назвал абсурдной и беспрецедентной ситуацию, при которой нет конкретных сроков.

Глава офиса украинского президента Андрей Ермак назвал согласование декларации большим результатом, которому предшествовала многомесячная ежедневная работа с участием команд советников по национальной безопасности США, Великобритании, Франции и Германии. При ее выработке, сообщил Ермак, были использованы формулировки, подготовленные им и международной группой, которую вместе с ним возглавляет бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. В принятом документе учитываются как потребности Украины, так и возможности союзников, написал Ермак в telegram-канале. Однако, обращает внимание глава офиса украинского президента, сама декларация — это общий рамочный документ, а следующий шаг — заключение системы двусторонних договоров безопасности между Украиной и отдельными странами-гарантами.

Первой о готовящемся рамочном соглашении по гарантиям написала в июне Financial Times. Тогда источники газеты говорили, что ни сам рамочный документ, ни двусторонние соглашения не будут иметь статуса юридических договоров.

Генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев в беседе с РБК сказал, что принятие странами G7 декларации не является значимым событием. По его словам, нет ничего нового в том, что страны зафиксировали в ней оказание военной и финансовой помощи Украине. «Фактически эта декларация отражает статус кво. Интересно то, что в ней предусмотрено требование повышения прозрачности украинских политических процессов, судебная реформа и так далее. То есть это можно прочитать как военная помощи в обмен на повышение, скажем так, уровня контроля над внутриполитическими процессами Украины со стороны стран «семерки». Прямым текстом так никто не напишет, но таким может быть одно из прочтений этой декларации», — добавил Тимофеев.

РБК. 12.07.2023

Читайте также: