Российские активы не будут конфисковывать

Геннадий Петров


Запад хочет, чтобы Россия была способна восстановить Украину за свой счет, поэтому арестованные российские активы решено не конфисковывать. Более действенным методом влияния на Кремль, чем изъятие госактивов, признана борьба с обходом санкций. Страны, нарушающие антироссийские рестрикции, получили предупреждение. Таков вкратце итог «российской» части встречи министров иностранных дел стран «большой семерки» (G7) в японском городе Каруидзава. Там же был предупрежден и Китай: как и Россию, его отнесли к нарушителям мирового порядка и потенциальным поджигателям мировой войны с применением ядерного оружия.

В заключительный день трехдневной встречи министров иностранных дел G7 (в этот международный клуб, напомним, входят США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония) было принято важное заявление. Оно разрешает сразу несколько международных интриг последнего времени. Прежде всего выяснилось, что будет c активами РФ на сумму 300 млрд долл., которые были арестованы преимущественно в США и ЕС после 24 февраля 2022 года. Их не изымут и не передадут Украине, как это предлагают многие политические деятели и целые государства. «Мы полны решимости в соответствии с правовыми системами наших стран сохранить замороженными суверенные активы России, находящиеся в нашей юрисдикции, до тех пор, пока не будет разрешен конфликт, связанный с нарушением Россией суверенитета и территориальной целостности Украины», – говорится в заявлении. Необходимость заморозки, а не конфискации активов в документе прямо увязана с реалиями, которые, по замыслу G7, должны сложиться после окончания конфликта. Чем бы он ни завершился, Россия должна выплатить Украине компенсацию, уверены авторы заявления. Соответственно активы нужно тратить не на помощь украинской армии сейчас, а на эти будущие компенсации.

Это совершенно не то, на чем настаивают Украина, Польша и страны Прибалтики. Симпатизанты Киева могут попробовать добиться конфискации российских активов в Европе: ЕС как раз начинает обсуждение 11-го пакета санкций. Но вряд ли эти попытки увенчаются успехом. Заявление поддержали и три ведущих страны ЕС (Германия, Италия, Франция), и США. Американский министр финансов Джанет Йеллен ранее признала, что конфискация госактивов будет сопряжена со значительными юридическими сложностями (см. «НГ» от 17.04.23), которые Белый дом, видимо, не считает нужным преодолевать. Это не значит, что замороженные счета и собственность частных лиц не будут конфисковывать. В заявлении говорится о «суверенных активах» РФ, но не граждан РФ. Собственно, такая конфискация уже идет и в США, и в Европе. И здесь страны «большой семерки» намерены сотрудничать.

В заявлении указывается, что G7 будет действовать солидарно, чтобы не допустить обхода антироссийских санкций. Это предупреждение тем странам, которые, как считают на Западе, умышленно либо из-за нежелания возиться с изменением своих законов помогают Кремлю. Перед встречей послы государств G7 направили совместное письмо швейцарскому правительству, где выражается обеспокоенность тем, что швейцарские власти действуют недостаточно активно в деле борьбы с обходом санкций. Главная претензия – нежелание замораживать счета россиян с двойным гражданством из числа фигурантов западных черных списков. Во вторник президент Швейцарии Ален Берсе специально разъяснил, что его страна поддерживает антироссийские санкции, введенные Западом, и не применяет их в полном объеме только из-за особенностей своего законодательства. Которое, как он дал понять, будет корректироваться.

Наконец, встреча глав МИД G7 дает ответ на вопрос, готов ли Евросоюз поддержать призыв президента Франции Эмманюэля Макрона выбрать нейтралитет в конфликте США и Китая из-за Тайваня. Выяснилось, что не готов. О том, что предложение французского президента не будет поддержано, стало ясно уже после визита в КНР главы МИД Германии Анналены Бербок.
Там она не только не говорила о Тайване в тех выражениях, которые были бы приятны китайским властям, но и затронула совершенно неудобные для них темы – в частности, соблюдение прав человека в Синьцзяне.

Оказалось, что тем самым Бербок лишь предваряла заявление встречи G7. В нем подтверждается «важность мира и стабильности в Тайваньском проливе как неотъемлемого элемента безопасности и процветания международного сообщества» и содержится призыв к «мирному разрешению проблемы по обе стороны Тайваньского пролива». А вот четкое признание суверенитета КНР над островом в заявлении отсутствует. Напротив, там подчеркивается, что «в основных позициях» G7 по Тайваню изменений нет. Следовательно, «большая семерка» все так же признает, что в принципе остров – часть Китая. А какого, КНР или Китайской Республики, конкретизировать не планируется. «Мы едины в решимости ясно заявить Пекину, что мы против односторонних изменений статус-кво с Тайванем», – сказал госсекретарь США Энтони Блинкен.

Не менее ясно «большая семерка» обозначила свои претензии к ядерной программе КНР. Это вторая после Тайваня конфликтная тема во взаимоотношениях Китая и Запада. Пекин отказывается присоединяться к договоренностям, предусматривающим сокращение ядерных арсеналов, ссылаясь на то, что его запасы ядерного оружия пока сильно уступают российским и американским. В итоговом заявлении встречи сказано, что «G7 призывает Китай как можно скорее вступить в стратегические дискуссии с США», касающиеся «большей прозрачности политики и планов Китая в сфере ядерных вооружений».

Именно эта часть заявления «большой семерки» в наибольшей степени не понравилась Пекину. На брифинге во вторник официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь напомнил G7, что США и Великобритания в рамках пакта AUKUS передают Австралии атомные реакторы для подводных лодок. А значит, члены «большой семерки» «сами продолжают подрывать международную систему ядерного разоружения и ядерного нераспространения» и поэтому не могут никого и ни к чему призывать.

Независимая газета. 18.04.2023

Читайте также: