Китай. Опыт модернизации для России
Одна из ключевых сессий Московского экономического форума-2023 – “Китай. Опыт модернизации для России”, состоялась 4 апреля в Цифровом деловом пространстве столицы.
Модератором мероприятия выступил Юрий Тавровский, руководитель аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта» Изборского клуба, заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы.
Среди участников секции – академик РАН, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев, руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии Андрей Виноградов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Посол России в Китае в 2013-2021 гг. Андрей Денисов, генеральный директор Китайской международной инвестиционной корпорации Хуамин Ли Чжэн, руководитель направления развития Китая и ЕАЭС Института исследований и экспертизы ВЭБ, экс-представитель ВЭБ в Китае Сергей Цыплаков.
В ходе дискуссии участники обсудили возможности заимствования опыта Китая для развития различных секторов российской экономики, успешную практику, которая уже была реализована на практике китайскими властями. Поворот России на Восток поставил необходимость заимствования зарубежного опыта для развития экономики страны. Опыт Китая один из самых интересных с точки зрения резкого ускорения промышленного производства и вывода страны в экономические лидеры планеты. Заимствовать эту практику было бы нелишним России.
Круглый стол открыл руководитель аналитического центра «Русская мечта и китайская мечта» Изборского клуба Юрий Тавровский. В приветственном слове он заметил, что китайская модернизация использует собственные и иностранные управлеченские решения, научные достижение и технологии, оттачивая новые форматы всеобщего процветания. При этом китайцы не навязывают никому свою модель модернизации, понимая многовариантность условий в разных частях мира. В то же время они справедливо считают основные принципы достойными изучения и подражания из-за очевидной эффективности этой модели. Китайская модернизация – новая реальность для всего человечества, неприятие успеха китайцев проявляется в человеческой зависти простых людей в разных странах, но доходит и до уровня ненависти на уровне государственной политики. Мы видим стремление США любой ценой если не остановить, то затормозить китайскую модель модернизации. Изучать китайский опыт, попробовать применить отдельные элементы китайской модели в собственной условиях – именно эту цель поставили участники круглого стола.
Обсуждение продолжил академик РАН, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев. В ходе выступления он отметил, почему китайский опыт является универсальным и приемлемым для всех государств, которые бы хотели встроиться в новый мирохозяйственный уклад. В частности если с управленческой точки зрения, в основе китайской модернизации социалистическая идеология, которая близка России, так как отдает приоритет общественным интересам по сравнении с частными. При этом государство использует механизмы рыночной конкуренции для обеспечения рыночной эффективности. В частности предпринимательская-частная деятельность поддерживается, обеспечивается кредитами по квазинулевым процентным ставкам. Государство формирует стратегические приоритеты – частный бизнес на них ориентируются, при этом действуют механизмы жесткой рыночной конкуренции, выигрывают те, кто эффективнее работают, им государство обеспечивает безграничную поддержку. Таким образом, власти создают условия для сотрудничества всех социальных групп вокруг общего критерия – повышения общественного благосостояния, поэтому систему назвали интегральным хозяйственным укладом. Новый мирохозяйственный уклад намного эффективнее предыдущего имперского: советского (с планированием) и американского (с транснациональными корпорациями).
Отдельно Сергей Глазьев отметил механизмах финансирования экономического развития, ключом к которому является рост инвестиций. Китайская экономика росла быстрее всех, так как норма накопления была в два раза выше. Этот результат достигнут в том числе за счет кредитования под низкие процентные ставки инвестиций в реальный сектор экономики, в инфраструктуру. При этом государство регулировало управление денежным обращением в интересах роста. В Китае создана сложная модель денежного обращения, ориентированная на рост производства: эмиссия денег, рефинансирование банков под обязательства предприятий, выкуп инвестиционных облигаций. При этом китайцы учли практически весь мировой опыт. По мнению Глазьева, мы можем взять китайскую практику для развития России. Одна из возможных схем – за счет целевой кредитной эмиссии ЦБ по приоритетам, которые устанавливает правительство со строгим контролем за целевым использованием средств.
Одним из самых важных участников дискуссии стал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Посол России в Китае в 2013-2021 гг. Андрей Денисов. Он отметил, что понятие китайской модернизации вошло в обиход в конце 70-х годов и связано с именем Дэна Сяопина. При этом само понятие модернизации сегодня – это национальная идея Китая. Практические решения всегда были выверены, запускались в серию в зависимости от результата на опытных площадках. Именно обязательная отработка на опытных площадках – может быть одним из основных моментов китайской практики, которую нам можно было бы заимствовать. Кроме того, в ходе модернизации были реализованы две задачи – установки средней зажиточности и ликвидация бедности. Сейчас Китай предлагает другим странам китайский тип модернизации. При этом в этой конструкции нет места навязываемому США делению мира на демократию и демократию.
Далее слово взял руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии Андрей Виноградов. По его мнению, при проведении модернизации Китай активно изучал зарубежный опыт, много что заимствовал из идеи рыночной экономики, что позволило соединить рабочую силу с зарубежными инвестициями и технологиями. При этом Китай многому учился, а не просто копировал чужой опыт – не терял субъектности и идентичности. В результате чего создал систему, в которой объединил сильное государство и идею социальной справедливости. КНР всегда осуществлял строгий отбор чиновников – на государственных должностях практически не было случайных или непрофессиональных людей, так как максимальный вклад в результат всегда проверялся через систему персональной ответственности. Этой первый секрет эффективности китайского государства. Вторая составляющая этой формулы – наличие стратегия развития, постановка долгосрочных целей на 10, 20, 50 лет. В-третьих, Китай имел ясное представление о своем месте в истории и знал, куда он идет. Экономическая формула – производная от политической. Вот почему модернизация России также требует сегодня сильного и эффективного государства.
В мероприятии также приняли участие представители китайской стороны. Ли Чжэн, генеральный директор Китайской международной инвестиционной корпорации Хуамин, рассказал, что с тех пор как Китай проводит эпоху реформ и открытости национальная экономика страны добилась больших успехов, что привлекло внимание всего мира. При этом КНР всегда идет по пути мирного развития. Китай всегда был привержен к установлению уважения и равного общения. Так, РФ – крупнейший сосед КНР, с которым он имеет общую границу протяженностью в 4300 км, поэтому правительство и компании придают большое значение развитию двусторонних отношений. По мнению Ли Чжэна, Китай в настоящий момент помогает странам развиваться и возраждаться, продолжая быть опорой мира и стабильности.
Руководитель направления развития Китая и ЕАЭС Института исследований и экспертизы ВЭБ, экс-представитель ВЭБ в Китае Сергей Цыплаков продолжил дискуссию. Он отметил, что в настоящий момент в России нет национальной цели – осуществления модернизации, никто об этом не говорит. Кроме того, в России ситуация другая социального-экономическая ситуация, у нас нет такого большого количества населения. То, что мы можем взять из китайской практики – это последовательность в проведении реформ и использование программного метода. При этом нужно трезво оценивать нынешнее положение Китая, у которого огромная внутренняя задолженность на сегодняшний день и который много что заимствует из иностранного опыта. К примеру, в отношении “зеленой экономики”, американские и европейские наработки – это. По мнению Сергея Цыплакова, здесь мы должны ориентировать на слова Владимира Путина, который призывал поймать “китайский ветер” в “паруса” российской экономики.
МЭФ. 04.04.2023